Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Стеклоомывающие жидкости

Залог хорошей обзорности, а значит, безопасной поездки — чистые стекла машины.
Когда на улице тепло, их неплохо отмывает вода, но зимой она замерзает, а в оттепель — не справляется с противогололедной "химией".

Поэтому единственный выход — применять специальные жидкости.

Это полезно даже летом — они эффективнее удаляют со стекол не только грязь, но следы от ударов мошкары.

Общие сведения

Низкозамерзающие стеклоомывающие жидкости (НСЖ) должны:

удалять загрязнения зимой, даже на морозе около минус 30°С; не оставлять на стеклах потеков, налетов и радужных пленок, затрудняющих обзор водителю;

быть нейтральными к лакокрасочному покрытию кузова машины (не менять цвет краски,

не оставлять на ней трудноудаляемые следы — дорожки), резиновым (щеткам стеклоочистителя, уплотнителям стекол) и пластмассовым (декоративные элементы) деталям;

смывать остатки разбившихся о стекло насекомых (летом);

 

не вредить здоровью водителя и пассажиров.

Состав НСЖ

Многие жидкости не застывают при низкой температуре. Но не любыми из них можно мыть стекла. По совокупности необходимых для этого свойств как основа НСЖ наиболее приемлемы одноатомные спирты — этиловый, метиловый или изопропиловый. Кроме того, они недефицитны, поскольку распространены во многих отраслях производства.

Этиловый спирт (этанол, метилкарбинол, винный спирт) С2Н5ОН — жгучий на вкус, с характерным запахом (примерно так пахнет водка). Этанол применяют в основном в пищевой промышленности, а также для обезжиривания контактов при изготовлении и эксплуатации электротехники и электроники.

Метиловый спирт (метанол, карбинол, древесный спирт) СН3ОН пахнет подобно этиловому. Преимущественно "работает" растворителем в лакокрасочном производстве. У метанола лучшие среди прочих спиртов моющие свойства.

Изопропиловый спирт (пропанол-2, изопропанол) CH3CHOHCH3 по характерному резкому запаху напоминает ацетон, для изготовления которого его, как правило, и применяют.

Кроме спирта, в состав НСЖ входят вода, поверхностно-активные вещества (ПАВ), замедлители коррозии, а также красители, предупреждающие об ее техническом назначении.

 

Здоровью может вредить основа стеклоомывающей жидкости — спирт. Тяжесть последствий зависит от его вида, концентрации, длительности воздействия, индивидуальной восприимчивости людей к нему, а также от того, как он попал в организм.

Общие (средние) закономерности действия чистого (неразбавленного) спирта на человека:

- этанол — возбуждающий наркотик. Если пить его систематически, возникают тяжелые заболевания нервной и сердечно - сосудистой систем, пищеварительного тракта, пече­ни и др. Но, вдыхая пары этого спирта, отравиться практически невозможно. Поэтому непродолжительное пребывание в помещении (салоне машины) с концентрацией этанола, даже в несколько раз превышающей допустимую (см. таблицу), неопасно;

- метиловый спирт — сильный яд, действующий преимущественно на нервную и сосудистую системы и способный накапливаться в организме. Человек, выпивший 5-10 мл метанола, получит тяжелое отравление, а 30 мл и более — умрет. Пары этого спирта сильно раздражают дыхательные пути, а также слизистые оболочки глаз, поражают их зрительные нервы и сетчатку, ухудшая зрение;

- изопропанол, подобно этанолу, наркотик, но более сильный —- его токсичность в 2 раза больше. Зато изопропиловый спирт почти не аккумулируется в организме. Наиболее опасен чистый метанол. Но никто и не моет стекла им или другим концентрирован­ным спиртом. Как правило, продаваемые низкозамерзающие стеклоомывающие жидкости — это их водные растворы. Вредное действие таких жидкостей, а также их паров на водителя и пассажиров всерьез не изучено.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе салона автомобиля (ГОСТ 12.1.005-88):

 

стеклоомывающие жидкости

Кроме того, для достижения одной и той же температуры начала кристаллизации (замерзания) НСЖ, например минус 30°С, нужно разное количество метилового, этилового и изопропилового спиртов. Так, в ней должно быть: метанола немногим более 30% или около 40% этанола, либо почти 70% изопропанола. Что опаснее для человека, также всесторонне не исследовано.

Тем не менее, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации запретил с 01.07.2000 г. производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол (см. Постановление № 4 от 25.05.2000 г.).

Безопаснее прочих, по совокупности свойств, низкозамерзающие стеклоомывающие жидкости на основе этанола. Однако в России их изготавливают редко. Много организационных проблем связано с лицензированием производства. Из этилового спирта можно делать фальсифициро­ванную водку, поэтому государство внимательно контролирует его поставки и применение. Фирмам проще работать с изопропанолом, хотя он дороже и этилового спирта, и запрещенного метанола.

Зарубежные жидкости, в отличие от отечественных, как правило, делают на основе этилового спирта, а продают — в виде концентрата. Изопропанол и метанол в них могут быть лишь в небольших (до 1%)количествах. Первый как денатурирующая добавка, второй — для повы­шения моющих свойств НСЖ.

Нормативные документы

Отечественных (ГОСТов) и зарубежных об­щегосударственных стандартов на автомобильные стеклоомывающие жидкости нет. Каждый российский изготовитель разрабатывает собственные технические условия (ТУ). Для импортных НСЖ требования задают автозаводы в так называемых спецификациях.

 

Рекомендации

 

Покупать лучше жидкости, опробованные самим водителем или его коллегами, друзьями, родственниками и заслужившие положительные отзывы об их рабочих качествах. Причем неплохо бы дополнительно проверить, что запах этих НСЖ не вызывает отвращение, резь в глазах, головную боль и не влияет на само­чувствие.

 

Кроме того, жидкость на морозе не должна густеть. Иногда она так сильно меняет вязкость, что с трудом проходит по трубкам и через жиклеры омывателя. Многие водители воспринимают это как неисправность насоса.

 

Запасаться первой попавшейся непроверенной "незамерзайкой" сразу на весь год неразумно. Для пробы логичнее купить малень­кую канистру.

 

Применять метаноловые НСЖ нежелательно, тем более когда у автомобиля нет режима рециркуляции воздуха в салоне.

По возможности, особенно при частых или длительных поездках, нужно избегать изопропиловых жидкостей. В них для перебивания ацетонового "аромата" изопропанол а изготовители часто добавляют отдушки — сильнопахнущие вещества (как правило, имитирующие запах лимона, апельсина или яблока), от которых у многих людей кружится или болит голова.

 

Оптимальный выбор — стеклоомывающие жидкости на основе этилового спирта со слабым запахом (собственным или отдушки).

 

Выбирать незнакомую жидкость приходится по ее внешнему виду и упаковке.

 

Канистра (фляга, бутыль и т.п. тара) должна быть герметичной, с ровно наклеенной этикеткой и максимально полной информаци­ей на ней, уровень жидкости в стоящих рядом емкостях — одинаковым, а сама она — про­зрачной. Желательно, чтобы на горловине была мембрана — дополнительная защита от подделок.

 

Цвет НСЖ, в том числе самостоятельно приготовленной из концентрата, предпочтительнее голубой. Мутная жидкость на стекле ухудшает видимость, а тонкие пленки других цветов заметны на нем и искажают дорожную обстановку. Проверить моющие свойства покупки самостоятельно можно лишь в работе. Нужно подать НСЖ омывателем на стекло, за­тем включить очиститель на 3-4 хода щеток. Поверхность должна стать чистой, без радужных разводов (даже если были следы насекомых).

 

Разбавлять НСЖ летом, если о допустимости этого не указано на этикетке, нецелесообразно. Иначе велика вероятность снижения ка­честв жидкости. Она будет хуже мыть или в ней могут появиться муть или взвесь, ухудшающие видимость через стекло — раствор станет полупрозрачным (белесым).

 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта