Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Диагностика неисправностей системы охлаждения

Стоит сказать пару слов об особенностях эксплуатации системы охлаждения:

1. Ежедневно надо проверять отсутствие подтеканий и контролировать уровень охлаждающей жидкости на остывшем двигателе. Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на 30-40 мм выше метки min.

При работе двигателя и сразу после его остановки уровень жидкости может повышаться.

2. Через каждые 10000 км пробега автомобиля необходимо проверять натяжение ремня привода жидкостного насоса, при необходимости регулировать натяжение ремня (рис. 14). На ремне не должно быть следов попадания на него масла. Если оные имеются, то их необходимо удалять при снятом ремне путем протирания ремня и шкивов привода ветошью, слегка смоченной в бензине.

 

3. Следите за состоянием ремня. Если он вышел из строя, то его нужно заменить новым, действуя следующим образом:

- ослабьте крепление генератора и сместите генератор до отказа к блоку цилиндров двигателя;

- проденьте ремень через лопасти вентилятора и наденьте его последовательно на приводной шкив коленчатого вала и шкивы привода генератора и жидкостного насоса, при этом поворачивая вентилятор за его лопасти;

- натяните ремень путем перемещения генератора.

4. Через каждые 60000 км пробега автомобиля, или приблизительно раз в 2 года, следует заменять охлаждающую жидкость. Это делается так:

- слейте жидкость в посуду, сняв пробку радиатора, открыв кран отопителя салона кузова и вывернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров двигателя;

- залейте в систему охлаждения чистую воду, дайте двигателю поработать 2-3 мин. и слейте воду;

- повторно промойте водой систему;

- залейте тосол.

5. При заполнении системы жидкость надо заливать сначала в радиатор через горловину, а после закрытия горловины пробкой — в расширительный бачок до установленного уровня.

6. В связи с тем, что расширительный бачок установлен ниже пробки радиатора, открывать пробку радиатора можно только при отсутствии жидкости в расширительном бачке.

7. При утечке жидкости в системе охлаждения можно заливать только охлаждающую жидкость Тосол.

8. При разборке жидкостного насоса сначала вывертывают болты крепления вентилятора, снимают шкив и вентилятор со ступицы и, отвернув болты крепления, отсоединяют корпус от крышки. Затем приспособлением 1 (рис. 15) снимают с вала насоса крыльчатку 5, а съемником 2 (рис. 16) — ступицу 1. После этого вывертывают стопорный валик, вынимают из крышки вал с подшипником и уплотняющее устройство.

 

9. Собирают насос в обратном порядке. При напрессовке на вал 3 (рис. 17) жидкостного насоса 4 ступицы 2 шкива привода необходимо выдерживать размер 84,4±0,1 мм, а при напрессовке крыльчатки 6 — учитывать размер 48,3±0,05 мм.

 

Неисправности в системе охлаждения приводят к тому, что нарушается тепловой режим работы двигателя. Эти нарушения выражаются в недостаточном прогреве двигателя или, напротив, перегреве. Разумеется, наиболее опасен перегрев.

Движение автомобиля при перегреве двигателя недопустимо.

Если вы продолжаете осуществлять движение, то вы наверняка загубите двигатель.

Нормальный нагрев охлаждающей жидкости — 80-90 °С.

Ниже пойдет речь о причинах перегрева двигателя и о способах их устранения. Начнем с того, что может быть совершенно недостаточно жидкости в системе охлаждения. Вы наверняка знаете, что эффективность работы системы охлаждения обеспечивает нормальный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке.

Если уровень понижается, двигатель перегревается.

Характерными признаками перегрева двигателя являются:

- повышение температуры двигателя;

- падение мощности (плохо тянет);

- появление звонких стуков.

При перегреве двигателя резко ухудшаются смазочные свойства масла, оно выгорает, увеличивается расход бензина, возможно зацикливание деталей или Образование трещин в головке блока цилиндров.

Что же делать, если появились признаки перегрева двигателя? Сначала проверьте уровень жидкости в расширительном бачке и при необходимости доведите его до нормы.

Для проверки надо:

- снять пробку расширительного бачка;

- определить уровень визуально.

Опасайтесь ожога паром при снятии пробки расширительного бачка перегретого двигателя. Будьте осторожны.

Осмотрите систему охлаждения на предмет подтеканий жидкости через уплотнительную прокладку блока цилиндров, дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса на автомобилях «Москвич», «Волга», через сальник и манжеты, в местах соединения термошланга с радиатором и насосом дюритовыми шлангами, особенно там, где их обжимают хомутами, через патрубки отвода и подвода охлаждающей жидкости в отопитель, а также через сливные краники (пробки). Только после того, как убедитесь, что подтеканий нет, можете долить охлаждающую жидкость.

Уровень охлаждающей жидкости на автомобилях «Ваз» и «Москвич», имеющих расширительный бачок в системе охлаждения, должен быть не ниже отметки min на корпусе бачка.

При контроле уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения рекомендуется проверить состояние пробки радиатора и пробки расширительного бачка. При исправной пробке радиатора впускной и выпускной клапаны перемещаются свободно, без заеданий, а резиновая уплотнительная прокладка обеспечивает герметичность заливной горловины радиатора.

Пробка расширительного бачка должна надежно устанавливаться на его горловине и не иметь вмятин.

Утечка охлаждающей жидкости устраняется затягиванием хомутов, соединяющих патрубки и шланги системы охлаждения, или заменой уплотнительных прокладок и изношенного сальника жидкостного насоса.

Об изношенности сальника свидетельствует выход через контрольное отверстие насоса охлаждающей жидкости. В этом случае необходимо насос разобрать, а сальник заменить.

Если через контрольное отверстие идет охлаждающая жидкость, то его ни в коем случае нельзя просто заглушать. Вы гарантированно выведете из строя подшипники жидкостного насоса.

Доливать охлаждающую жидкость (воду) в радиатор перегретого двигателя нужно тонкой струйкой и лишь после того, как двигатель немного остынет. Иначе перепад температур приведет к образованию неприятных трещин в головке блока цилиндров или в самих цилиндрах.

В процессе эксплуатации автомобиля радиатор системы охлаждения может снаружи и внутри покрыться накипью, маслом, продуктами коррозии. Загрязнение радиатора значительно уменьшает теплоотдачу, и двигатель перегревается. При этом значительно снижается мощность и возрастает расход бензина.

Для наружной очистки радиатора рекомендую использовать воду и сжатый воздух. Воздушные каналы осторожно следует прочистить деревянными шпильками. Очистку внутри радиатора при незначительном отложении накипи реально произвести сильной струей воды, подаваемой в направлении охлаждающей жидкости.

Радиатор промывают отдельно от двигателя, чтобы не засорить его ржавчиной и налетом из водяной рубашки блока. Радиатор следует подвергать проливке до тех пор, пока выходящая вода не будет достаточно чистой. Хорошо очищается радиатор при продувке его водяным паром с избыточным давлением не более 0,8 кг/см2, что эквивалентно 80 кПа.

Рекомендуется применять специальные химические растворы, если на внутренних стенках трубок для проливки имеются большие отложения накипи или масляный налет. Эти растворы призваны растворить нерастворимые водой различные отложения.

Бывают случаи, когда даже химия не помогает. Вывод один: радиатор необходимо заменить или отправить в капитальный ремонт. В последнем случае радиатор разбирают (расслаивают бачки и трубки) и металлическим стержнем прочищают радиаторные трубки, а бочки очищают скребками и металлическими щетками.

щетками. Если ремень привода вентилятора пробуксовывает, то очень сильно снижается охлаждение двигателя, что приводит к его перегреву.

Если слабо натянут ремень, необходимо ослабить гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну и, смещая генератор с помощью монтажной лопатки, добиться требуемой степени натяженности ремня. После регулировки затянуть гайку болта. Перестановка одной шайбы при регулировке натяжения ремня увеличивает его длину примерно на 2,6 мм.

При обнаружении порванного ремня и при отсутствии запасного ремня можно временно использовать кольцо шириной около 20 мм, вырезанное по диаметру из автомобильной камеры. Если ремень привода вентилятора замаслен, то его необходимо протереть бензином. Одной из распространенных причин снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения является течь радиатора.

Микроскопические течи, трещины, раковины и др. дефекты металла становятся причиной образования течи. К оной может привести даже мелкое, не видимое глазом механическое повреждение.

Естественно, что, вытекая из течи радиатора, охлаждающая жидкость выпадает из общей системы охлаждения, а постоянный присмотр за ее уровнем доставляет массу хлопот. Избежать течи можно. Сейчас существует обширнейший набор жидких и порошкообразных герметиков для радиатора. Способ их применения всегда изложен на упаковке и очень прост. Самые хорошие герметики — американские, но европейские также не подкачают.

Системы охлаждения легковых автомобилей заполняются охлаждающими жидкостями — тосолом или антифризом, которые не замерзают при низких температурах окружающего воздуха. При отсутствии тосола при температуре воздуха выше 5 °С допускается применение чистой воды. Не редкость, что жидкость в радиаторе замерзает, особенно часто это случается в нижней части радиатора.

Чаще всего это происходит на продолжительных стоянках при сильном ветре и морозе, а также при движении автомобиля с малой нагрузкой и открытыми жалюзи. Определить, что у вашей машины замерзла в радиаторе вода, можно на ощупь. Степень нагрева в верхней части радиатора значительно больше, чем в нижней и средней частях.

При замерзании прекращается циркуляция воды в системе охлаждения, двигатель перегревается, из пароотводящей трубки интенсивно выходит пар. Самый простой способ растопить лед — поставить машину в теплое помещение на необходимое для этого время.

Если такой возможности нет, то можно обложить место со льдом тряпочками, смоченными в горячей воде, и поливать их кипятком.

Замерзание воды — это очень плохо, так как оно может привести к выходу из строя головки блока цилиндров.

Предотвратить замерзание воды в радиаторе можно, своевременно сливая воду из системы охлаждения при длительных стоянках, а также умело используя жалюзи и утеплительные чехлы.

Неисправность термостата — весьма неприятная поломка. Он автоматически поддерживает необходимый тепловой режим двигателя, а также способствует его более быстрому прогреву после пуска при низких температурах окружающего воздуха. Предположить, что термостат неисправен, можно при долгом прогревании двигателя до нормальной (85-95 °С) температуры.

Более точно определить поломку термостата можно только сняв его с двигателя. Можно внешним осмотром проверить и при необходимости удалить накипь, грязь, очистить маленькое отверстие в клапане. После этого опустите термостат в ванну с теплой водой, стоящую на газовой или электроплитке, и наблюдайте по термометру за повышением температуры воды и открытием клапана термостата. Клапан в исправном термостате должен полностью открываться при температуре воды 80-85 °С, а закрываться — при температуре воды не выше 68 °С.

При любом заедании клапана термостата или его механическом повреждении термостат нужно заменить.

Роль термостата велика, так как он обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха и открывает большой круг системы охлаждения, спасая двигатель от перегрева при высоких.

Еще о неисправности термостата вам скажут следующие признаки:

- указатель температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне, а радиатор тем не менее остается холодным;

- зимой ухудшается обогрев салона. Что же делать, если термостат неисправен? • слейте охлаждающую жидкость;

- отвинтите крышечку;

- выньте термостат.

Вначале с него удаляют накипь, грязь, очищают маленькое отверстие в клапане. Затем его проверяют нагреванием в воде, как указано выше. Замечу только, что клапан «Фольксвагена» и «Форда» при тех же температурах, при которых наши отечественные клапаны в термостатах уже открылись, только начинают об этом подумывать. Клапан термостата «Опеля» начинает открываться при 92 °С.

В некоторых автомобилях термостат можно проверить по изменению его размера при нагревании. После нагревания термостата до 100 °С его размер должен быть по меньшей мере на 7 мм больше размера до нагревания.

На некоторых легковых автомобилях впереди радиатора устанавливают жалюзи, с помощью которых водитель регулирует тепловой режим работы двигателя. Если жалюзи открываются неполностью, то уменьшается поток проходящего через радиатор воздуха. Двигатель в этом случае может перегреваться, что приводит к потере мощности и перерасходу топлива.

Если такое случилось с вашим автомобилем, то нужно проверить состояние и действие тяг управления жалюзи. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин и при полностью вытянутой рукоятке привода управления на себя должны быть' плотно закрыты, а при крайнем переднем положении (рукоятка привода управления должна находиться в исходном положении) полностью открыты.

Из-за неисправной регулировки привода управления также могут не полностью открываться жалюзи.

Для того, чтобы отрегулировать привод управления жалюзи, нужно отвернуть винт крепления троса и установить в исходное положение рукоятку привода управления жалюзи, полностью открыть их, а затем затянуть винт крепления. После регулировки проверить полноту открытия жалюзи.

При засорении радиатора накипью, маслом, ржавчиной возникает ситуация, при которой радиатор теплый только в верхней части, и нижний шланг радиатора не прогревается. Замечу, что импортные пособия по авторемонту категоричны: сменить. Я понимаю, что этот вариант подходит лишь тем, кто ленив, и с присущей мне экономичностью советую промыть радиатор сильной струей воды, подавая ее в направлении, обратном обычной циркуляции охлаждающей жидкости, до тех пор, пока выходящая вода не станет чистой. Только, ради бога, снимите радиатор с двигателя, я об этом уже писал и не поленюсь еще раз. Если вы этого не сделаете, то весь сор попадет в рубашки охлаждения.

Если это не помогло, тогда одна дорога — прямиком на СТО. Вот если и они ничего не смогут сделать, тогда черт с ним, заменяйте.

Делайте это следующим образом:

- слейте охлаждающую жидкость;

- снимите соединительный шланг отдельного расширительного бака, если он есть;

- снимите шланг с патрубка головки блока цилиндров;

- при автоматической коробке передач снимите масляные шланги с радиатора;

- отключите провода от термовыключателя и вентилятора;

- выньте радиатор вместе с кожухом вентилятора (иногда в других моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха). Не забудьте о подкладках для обоих штифтов радиатора при установке радиатора. При замене радиатора переставьте кожух вентилятора и термовыключатель на новый радиатор. Проверьте состояние кронштейнов радиатора и замените поврежденные. Укрепите радиатор на кронштейнах. Далее действуйте в последовательности, обратной снятию. Всегда помните о технике безопасности. При снятии и установке радиатора рекомендуется работать в перчатках: так как края пластин радиатора бывают очень острыми, можно очень сильно пораниться.

Желательно хранить радиатор а демонтированном состоянии, без охлаждающей жидкости внутри, более двух суток. Может образоваться коррозия. Желательно закрыть отверстия пробками и заполнить его слитой охлажденной жидкостью.

Водяной насос ремонту не подлежит. Единственное что можно сделать, — это заменить уплотнительную прокладку. Для этого нужно отсоединить кабель массы аккумулятора, клиновидный ремень, отпустить хомуты шлангов. После этого снимите или сдвиньте все, что мешает снятию водяного насоса. Вывинтите крепежные винты насоса и смените его.


 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта