Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Система питания и её ремонт

Ежедневно перед выездом надо проверять, не подтекает ли топливо в соединениях элементов системы.

После прогрева двигателя проверять устойчивость ее работы на холостом ходу резким открыванием дроссельных заслонок карбюратора и быстрым их закрытием.

Любое подтекание топлива следует устранять немедленно, т. к. это приводит к перерасходу топлива и к опасности возникновения пожара в автомобиле.

Через 10000-15000 км пробега автомобиля:

- Проверить и подтянуть крепления воздушного фильтра к карбюратору, топливного насоса к блоку цилиндров двигателя, карбюратора к впускному трубопроводу, впускного и выпускного трубопроводов к головке цилиндров, приемной трубы глушителя к выпускному трубопроводу, глушителя к кузову.

- Снять крышку воздушного фильтра, вынуть фильтрующий элемент и заменить его новым. При установке крышки следить, чтобы стрелки на крышке и патрубке воздушного фильтра были направлены навстречу друг другу, т. к. это влияет на снижение шума впуска воздуха. При работе в пыльной местности фильтрующий элемент воздушного фильтра меняют чаще.

- Снять крышку топливного насоса, вынуть сетчатый фильтр, промыть фильтр и полость корпуса насоса бензином, продуть сжатым воздухом клапаны насоса и установить на место все детали насоса.

- Вывернуть пробку из крышки карбюратора, вынуть сетчатый фильтр, промыть его бензином, продуть сжатым воздухом, установить на место.

- Вывернуть сливную пробку поплавковой камеры карбюратора, слить в посуду отстой топлива и завернуть пробку.

Через каждые 20000км пробега автомобиля необходимо:

- Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и при необходимости установить нормальный его уровень путем правильной установки поплавка (рис. 9).

- Частично разобрать карбюратор, промыть его детали бензином, продуть сжатым воздухом жиклеры и каналы.

- Отрегулировать карбюратор для работы на холостом ходу с малой частотой коленчатого вала.

 

Карбюратор регулируется винтами количества (1) и качества (2) горючей смеси (рис. 10).

- Проверить работу экономайзера принудительного холостого хода. Для этого при работающем двигателе на малой частоте вращения коленчатого вала надо отсоединить провод от электромагнитного клапана. При исправном экономайзере принудительного холостого хода двигатель в этом случае заглохнет.

 

 Проверить работу пневмоклапана экономайзера принудительного холостого хода. Для этого при включенном зажигании надо отсоединить, а затем снова присоединить к пневмоклапану провода. При исправном пневмоклапане прослушивается щелчок его срабатывания.

- Проверить герметичность диафрагмы экономайзера принудительного холостого хода. С этой целью шинным насосом с манометром подается воздух к штуцеру снятого шланга, соединяющего экономайзер с электропневмоклапаном до давления 0,15 МПа. При нормальной герметичности диафрагмы падения давления воздуха не должно быть в течение 10 с.

- Проверить исправность электронного блока управления пневмоклапаном экономайзера принудительного холостого хода. Исправность проверяется по характерному щелчку пневмоклапана при его отключении во время увеличения частоты вращения коленчатого вала и включении при уменьшении частоты вращения вала.

Своевременное техническое обслуживание двигателя — залог его исправности, бесперебойной и долговечной работы.

Оценка работы системы питания по тому, сколько топлива потребляет двигатель, — самый простой, но не надежный способ. Дело, видите ли, в том, что расход топлива зависит от иных факторов — состояния двигателя и ходовой части.

Зимой автомобиль расходует в среднем на 10% больше топлива чем летом, В технических характеристиках автомобиля указывают его «летние» данные.

Для проверки топливного насоса разберите его, промойте бензином и продуйте все детали сжатым воздухом.

Проверьте состояние деталей, все изношенные детали, в которых имеются трещины или обломы, замените.

Недопустимы негерметичность всасывающего и нагнетающего клапана. Патрубки, как всасывающие, так и нагнетающие, не должны проворачиваться или свободно перемещаться.

Диафрагму замените при наличии любых разрывов, отслоений, затвердений. На фильтре не должно быть разрывов и повреждений. Уплотнительная кромка фильтра должна быть ровной по всему периметру.

Клапаны насоса не должны заедать. Если вы заменили прокладки насоса, перед установкой смажьте их тонким слоем любой смазки. Для проверки производительности топливного насоса вам понадобятся мерная посуда и секундомер.

Отделите топливопровод от карбюратора и опустите его конец в мерную посуду или обычную банку. Запустите двигатель, достигните скорости вращения коленчатого вала, определенной в руководстве по эксплуатации, и включите секундомер. Продолжительность такой проверки ограничена количеством топлива в поплавковой камере.

Если двигатель проработал менее 30 секунд, продолжите измерение (подключите топливопровод к карбюратору, дайте наполниться поплавковой камере, отсоедините шланг и вновь опустите его в посуду).

Производительность топливного насоса определяется по формуле: P = ( V / t) * 60

Р — производительность, V — объем топлива в мерной посуде, t — время измерения в секундах. Если у вас нет данных по вашему автомобилю, то примите за нормальную производительность насоса 0,8-1 л/мин, при средних оборотах двигателя.

При снятии топливного насоса может вытекать топливо. Примите все меры предосторожности при работе с бензином.

Неплохо, если вам известно давление нагнетателя. Чтобы измерить его, вам понадобится манометр со шкалой 0-1 кгс/см2 (0-100 кПа) минимальным давлением 0,02 кгс/см2 (2 кПа). Проверка делается на нагретом до рабочей температуры двигателе. Остановите двигатель, отсоедините топливопровод, идущий от топливного насоса к карбюратору. Соедините шлангом нагнетательный патрубок (выпускной штуцер) топливного насоса с тройником манометра. Установите при этом клапан тройника так, чтобы бензин из насоса поступал в карбюратор (если манометр не оснащен тройником, подключите его непосредственно к нагнетательному патрубку (выпускному штуцеру насоса). В последнем случае двигатель будет работать на бензине, имеющемся в поплавковой камере карбюратора (рис. 11). Осуществите измерение. Если давление нагнетания пониженное — что-то неисправно в насосе. Речь может идти о негерметичности нагнетательного клапана (ищите течь топлива) — ослаблены или повреждены пружины.

 

Если у вас нет данных производителя о рабочем нагнетательном давлении насоса, ориентируйтесь на среднее в 0,2-0,3 кгс/см2 (20-30 кПа) для бензиновых двигателей. Недостаточное поступление топлива в карбюратор может быть вызвано как засорением или повреждением топливопроводов и топливного фильтра тонкой очистки топлива, так и неисправностью топливного насоса. Чтобы обнаружить причины неисправности, отсоедините топливопровод от нагнетательного патрубка (выпускного штуцера) топливного насоса. Проверьте подачу с помощью ручной подкачки. Если топливо не подается, стоит проверить разрежение на входе всасывающего патрубка (внутреннего штуцера) топливного насоса. Для этого отсоедините топливопровод от всасывающего патрубка.

Чтобы измерить разрежение, вам нужен вакуумметр. Требуемая шкала — от 0 до 1 кгс/см2 (100 кПа) с минимальным делением 0,02-0,05 кгс/см2 (2-5 кПа). Проверка разрежения производится на двигателе, нагретом до рабочей температуры. Остановите двигатель, отсоедините топливопровод, идущий от топливного бака к насосу, и подсоедините на его место тройник измерительного прибора. Соблюдайте все меры предосторожности при работе с бензином. Подсоединение производится так же, как при проверке давления нагнетателя. Если вакуумметр не оснащен тройником, подключите его непосредственно к всасывающему патрубку (впускному штуцеру) насоса. В этом случае двигатель будет работать на топливе, имеющемся в поплавковой камере карбюратора (это ограничит время проверки). Разрежение должно составлять не менее 0,3-0,4 кгс/см2 (30-40 кПа). Обычно его измеряют при работе двигателя на холостом ходу. Если результаты проверки разрежения неудовлетворительны, ищите неисправность — негерметичность всасывающего клапана либо соединения во всасывающем патрубке.

Что делать, если нет подачи топлива в двигатель? Вообще-то, неисправности системы питания следует начинать проверять с топливного бака. Определив по указателю приборов или окунув чистый пруток в горловину бака, что топливо в баке имеется, пробка заливной горловины топливного бака герметична, отверстие трубки для сообщения внутренней полости топливного бака с атмосферой не загрязнено (в случае перекрывания этого отверстия в баке создается вакуум и топливо в карбюратор не подается), необходимо проверить, подается ли топливо в карбюратор. Для этого отсоедините трубопровод от входного штуцера карбюратора или от выпускного штуцера топливного насоса и при помощи рычага ручной подкачки топливного насоса проверьте, выходит ли топливо из подходящего к карбюратору топливопровода.

Если из топливопровода идет сильная и ровная струя топлива без пузырьков воздуха, это верный признак того, что топливный насос и топливопроводы, идущие от топливного бака к карбюратору, исправны и что причину отсутствия подачи топлива надо искать в соединениях между карбюратором и впускным трубопроводом, между частями самого карбюратора, соединенными через прокладки. В этом случае следует подтянуть гайки крепления карбюратора к впускному трубопроводу и при необходимости заменить уплотнительные прокладки. После этого соедините топливопровод с карбюратором и повторите пуск двигателя. Если все-таки после указанных действий топливо не будет поступать в поплавковую камеру карбюратора двигателя, следует проверить карбюратор.

Что следует делать, если неисправен топливный насос (рис. 12)?

 

Сначала надо установить причины неисправности насоса. Для этого отсоедините топливопровод от топливного насоса — проверим действие топливного насоса с помощью рычага ручной подкачки. Если рычаг ручной подкачки топливного насоса перемещается свободно, без усилий, то следует повернуть пусковую рукоятку двигателя на один оборот и вновь подкачать топливо рычагом ручной подкачки. Если рычаг перемещается с усилием и топливо сильной струей (пульсирующей) выталкивается из выпускного штуцера, это свидетельствует о том, что топливный насос исправен, а засорен трубопровод, соединяющий топливный насос и карбюратор. Устранить неисправность просто: продуйте топливопровод сжатым воздухом, используя насос для накачки шин, и надеж¬но закрепите его на своем месте.

Часто бывает, что под действием рычага ручной подкачки топливный насос работает, а при провертывании коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой не работает или работает с перебоями, струи топлива из выходного штуцера нет или она очень слабая. Причина, скорее всего, в износе эксцентрика распределительного вала и толкателя привода топливного насоса двигателя. При этом ход штока диафрагмы делается настолько слабым, что топливный насос подает топливо недостаточно или вообще не подает. Восстановить подачу топлива до нормы в этом случае можно, заменив прокладку между корпусом топливного насоса и картером двигателя на более тонкую, несколько приблизив толкатель к эксцентрику распределительного вала.

Если при проверке выяснится, что пульсирующей струи топлива и топливного насоса по-прежнему кет, следует отсоединить топливопровод от впускного штуцера топливного насоса и с помощью насоса для накачки шин продуть оставшуюся топливную магистраль в направлении от топливного насоса к топливному баку. При этом стоит послушать, бурлит ли топливо в топливном баке. Если бурлит, то неисправен топливный насос. Если так, то следует осмотреть топливный насос снаружи и проверить, нет ли следов вытекания бензина из него. Если топливо вытекает из насоса, значит, повреждена диафрагма топливного насоса или отсутствует герметичность в соединении ее со штоком. Значит, вам придется восстанавливать герметичность соединения. Для этого нужно частично разобрать топливный насос, сняв верхнюю часть корпуса топливного насоса, и подтянуть крепление диафрагмы на штоке. Пришедшую в негодность диафрагму нужно заменить новой. Бывает так, что данную неисправность нужно устранить в дороге. Что делать, если у вас нет новой диафрагмы? Можно временно восстановить работоспособность топливного насоса, установив между дисками разорванной диафрагмы два-три слоя полиэтиленовой пленки.

Если топливо сочится между составными частями топливного насоса, необходимо равномерно затянуть соединительные винты, а при необходимости заменить уплотнительную прокладку, которая одновременно является сетчатым фильтром, сняв крышку насоса.

Продиагностировать работоспособность топливного насоса можно несколькими способами. К примеру, закрыв пальцем впускной штуцер топливного насоса. Если насос исправно работает, то должно ощущаться втягивание пальца внутрь. Еще один способ — выкачивание топлива из отдельной емкости. Для этого необходимо впускной штуцер насоса плотно соединить с одним концом резинового (дополнительного) шланга, а второй опустить в емкость с топливом. Привести в действие насос рычагом ручной подкачки. Если топливо будет хорошо выталкиваться из выпускного штуцера сильной пульсирующей струей, топливный насос исправен. Случается так, что из выпускного штуцера топливного насоса при проверке выходит слабая струя топлива. Обычно причина в осмолении и залипании впускного и выпускного клапанов и сетчатого фильтра топливного насоса, потере упругости пружины диафрагмы и, как уже указывалось, в повреждении диафрагмы, подсосе воздуха, подтекании топлива, износе рычага привода топливного насоса. В этой ситуации стоит снять насос с двигателя (насос крепится к блоку цилиндров двигателя гайками на шпильках) и разобрать его, промыть и очистить клапаны и сетчатый фильтр. Если возникает надобность, замените неисправные детали. Если у вашего автомобиля электронная система впрыска, то у вас могут возникнуть проблемы с бензонасосом.

Наиболее распространенные модели — роликово-секционная, лопастная ротационная и поршневая. Роликовый насос отличается от лопастного тем, что вместо лопастей в пары ротора вставлены ролики (скольжение лопастей по статору заменяется качением) — это особенно важно для бензонасоса, так как бензин не обладает смазывающей способностью. Электродвигатель насоса омывается бензином, что тем не менее не создает опасности воспламенения. По форме насос похож на катушку зажигания. Он может располагаться как в бензобаке, так и вне его.

Обычный отечественный бензин приводит к износу электронасоса уже после 10000-15000 км пробега. Чтобы не менять насос каждый год, некоторые специалисты рекомендуют устанавливать перед бензонасосом топливный фильтр от дизельных грузовых автомобилей. Поиск неисправностей в электробензонасосе начинается с проверки электрических соединений, предохранителя и реле насоса. После того, как вы проверили вышеуказанные узлы, проверьте производительность насоса, регулятор давления топлива и герметичность бензопроводов.

Проверка электробензонасоса — достаточно сложная операция, требующая специальных навыков.

Нормальная производительность бензонасоса составляет 1,5-2 л/мин.

Совершенно недопустимо прочищать жиклеры проволокой или металлическими предметами.

Гайки крепления карбюратора рекомендуется затягивать равномерно, не допуская перекосов карбюратора.

Для предотвращения деформации головки цилиндров затяжку следует производить в два приема: вначале — меньшим усилием, затем — окончательным. Двигатель должен быть холодным.

Засоренность воздушного фильтра песком и пылью может стать причиной внезапной остановки двигателя после пуска.

Периодически очищайте топливный бак от грязи и сливайте из бака через сливную пробку оставшуюся воду.


 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта