Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Неисправности системы смазки

Итак, начнем с неисправностей масляного насоса, который часто становится виновником понижения давления масла.

Вкупе с ним эта проблема с давлением может возникнуть и из-за чрезмерного загрязнения сетчатого фильтра маслоприемника.

Если необходим ремонт только масляного насоса, то установите автомобиль на смотровую яму или подъемник, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера двигателя.

 

Снимите брызговик двигателя, отверните гайки крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине, поднимите двигатель талью. Отвернув болты крепления, снимите картер двигателя и масляный насос с приемным патрубком.

Разберите его, промойте и очистите маслоприемник и редукционный клапан от посторонних частиц и возможных загрязнений или отложений. При необходимости замените пружину редукционного клапана или клапан. При обнаружении чрезмерного износа шестерен масляного насоса или его корпуса замените масляный насос.

Что делать, если вы устранили неисправности масляного насоса, а давление масла в системе смазки понижено?

Логичнее всего предположить, что виной тому увеличение зазора между вкладышами, шатунными и коренными шейками коленчатого вала, между шейками и корпусом подшипников распределительного вала, износ или повреждение резиновых уплотнителей сальников стержней клапанов, износ и закоксовывание поршневых колец или их поломка, повышенный износ юбок поршней и канавок поршневого кольца, износ цилиндров двигателя, увеличенный износ стержней клапанов и направляющих втулок для них, а также закоксовывание прорезей маслосъемных колец или заполнение их масляными отложениями. Из-за этих неисправностей расход масла сильно вырастает и, соответственно, падает давление его в системе.

Для обеспечения нормального давления масла в системе смазки двигатель необходимо отправить в мастерскую — для ремонта или замены неисправных деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения специалистами в этой области.

Бывает так, что уровень масла в картере двигателя ниже нормы. Проверить это можно при помощи щупа не раньше чем через 5-7 минут после остановки двигателя.

Для проверки надо:

- вынуть щуп;

- протереть его ветошью;

- снова вставить щуп в гнездо до отказа;

- вынуть щуп и по следу масла на нем определить уровень масла в поддоне.

Нормальным следует считать уровень масла, если след от него на щупе находится посередине между отметками min и max.

Если проверка показала, что уровень масла ниже нормы, долить масло в картер двигателя до требуемого уровня, предварительно выявив и устранив возможную негерметичность соединений в системе смазки двигателя. Внешним осмотром двигателя можно убедиться, есть ли течи масла из-под прокладок — крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также из пробки заливной горловины, через штуцер датчика указателя давления масла из-под крышки маслоотделителя и через уплотнитель масло-измерительного щупа.

Обнаруженные даже небольшие течи масла свидетельствуют о нарушении герметичности системы смазки из-за поврежденных прокладок или сальников либо ненадежных креплений, что абсолютно недопустимо.

Будьте осторожны, не сорвите резьбу при подтягивании болтов, гаек и винтов крепления поддона картера и крышек.

Повышенное давление масла ничуть не лучше, чем пониженное: скорее всего, проблема в вязкости используемого масла, для этого надо проверить его вязкость и качество, если необходимо, замените масло. Обычное дело — повышение давления масла, когда используют летнее масло зимой при низких температурах.

Применяйте соответствующие сезону сорта масла.

При замене загрязненного масла следует также заменять и масляный фильтр, а также промывать систему смазки промывочной смесью или жидким маслом. Первая замена масла должна состояться после 5 тыс, км пробега, а далее — через каждые 10 тыс. км.

При эксплуатации автомобилей в жарких районах или на пыльных дорогах масло загрязняется быстрее и менять его надо чаще.

Промывку системы смазки надо делать на смотровой яме или эстакаде:

- Прогрейте двигатель.

- Остановите двигатель и слейте отработанное масло через сливную пробку, не снимая масляного фильтра.

- Залейте промывочное масло до нижней метки на щупе.

- Запустите двигатель, давая ему поработать 20-25 мин. на малой частоте вращения коленчатого вала (800-1000 об./мин.].

- Слейте полностью промывочное масло.

- Снимите грязный масляный фильтр.

- Установите новый масляный фильтр.

- Вверните пробку сливного отверстия.

- Залейте новое масло, соответствующее сезону.

Заливайте масло в маслоналивную горловину осторожно, чтобы не облить двигатель.

- Плотно закройте горловину крышкой.

Своевременно производите замену масла, руководствуйтесь сроками и характеристиками, указанными в сервисной книжке.

Если же давление масла при исправных приборах контроля по-прежнему высокое, а в двигателе залито масло необходимого качества и сорта, то, возможно, неисправен редукционный клапан масляного насоса, имеется заедание клапана, чрезмерно жесткая пружина либо слишком загрязнены каналы системы смазки.

В системе смазки двигателя необходимое давление обеспечивается при нормальной вязкости. Поэтому каждому двигателю в зависимости от сезона, температуры окружающей среды и запыленности района изготовители рекомендуют определенный сорт масла, которое обладает определенной вязкостью и необходимыми смазывающими свойствами.

Вязкость масла рекомендуется определять вискозиметром путем сравнивания вязкости проверяемого масла с эталонными.

Но и без приборов можно убедиться, что масло разжижено. Для этого его достаточно растереть между пальцами. Правда необходим определенный опыт, но тем не менее если вы ощущаете наличие твердых крупинок и чувствуете, что от трения между большим и указательным пальцами появляется тепло, значит, это масло очень некачественное и требует замены.

Охлаждающую жидкость (воду) в масле можно обнаружить, если слить 200 см2 масла из поддона картера двигателя и дать ему отстояться в течение 1 ч. Прозрачный слой на дне сосуда укажет вам на наличие охлаждающей жидкости (воды) в масле. В этом случае уровень масла в картере непременно повышается.

В процессе работы автомобиля происходит частичное разжижение масла той частью бензина, который не сгорает при работе двигателя на переобогащенной смеси, или иногда из-за попадания охлаждающей жидкости в масло при повреждении прокладки головки блока цилиндров. Разумеется, качество масла снижается, уменьшается его вязкость, если масло старое и давно уже нуждается в замене. Давление масла в системе смазки резко уменьшается, т. к. масло с малой вязкостью беспроблемно проникает в зазоры между сопряженными трущимися деталями.

Чтобы поднять давление в системе смазки, залитой разжиженный маслом, необходимо его заменить.

Для обеспечения продолжительного срока службы моторного масла с требуемой вязкостью и необходимым качеством рекомендую вам регулярно следить за исправностью системы вентиляции картера и своевременно производить ее очистку и промывку деталей.

Помните, что исправная система вентиляции картера не только не допускает выхода картерных газов в атмосферу, но и отделяет масло от картерных газов при работе двигателя, не допуская его попадания в камеру сгорания с горючей смесью.

Весьма вероятной неисправностью в системе смазки может быть неправильное показание приборов контроля давления масла. Если уровень масла и его качество не вызывают сомнений, а давление в системе смазки двигателя все равно ниже нормы, значит, остается проверить, правильно ли работают приборы контроля давления масла — датчик, указатель и контрольная лампа давления масла. Проверить их проще всего, подключив на их место заведомо исправные приборы. Если новые приборы покажут «норму», старые вам уже ставить на место не придется. Смело меняйте их на новые.

Я думаю, что приводимые мной ниже советы помогут вам в правильном техническом обслуживании системы смазки, которое сводится к замене масла и промывке системы, как рассказано выше. Но вот кое-что еще.

1. Через каждые 30000-45000 км пробега и раз в три года или ранее, если на корпусе подшипников распредвала появляются липкие смолистые отложения, систему смазки промывают маслом ВНИ-ИНП-ФД. После остановки двигателя, слив отработанное масло, не снимая масляного фильтра, залейте масло ВНИИНП-ФД до отметки min на щупе указателя уровня масла. Пустите двигатель и дайте ему поработать на этом масле 10 мин. на малых оборотах холостого хода. Полностью слейте масло и снимите грязный масляный фильтр. Поставьте новый масляный фильтр, залейте новое масло, соответствующее сезону.

2. Фильтр всегда меняют одновременно со сменой масла. Для снятия масляного фильтра можно воспользоваться зубчатым или кожаным ремнем, хотя вполне нормально подойдут и рукавицы.

3. При снятии фильтра вытекает масло, поэтому подставьте сосуд.

4. При установке фильтр необходимо завернуть вручную, руководствуясь указаниями по его сборке и разборке. Фланец фильтра следует промыть бензином, резиновое уплотнение слегка смазать маслом. После этого можно заливать масло в картер двигателя.

5. Для самых современных бензиновых двигателей допускается применять только масла SG и SH.I. Масло самого высокого качества помечается SH.

6. Старайтесь использовать только масла, рекомендованные в руководстве по эксплуатации автомобиля.


 

©2010 Связаться с владельцем сайта