Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Неисправности кузова и их устранение

Прежде, чем приступить к разбору неисправностей кузова и способов их устранения, давайте немного поучимся разбирать основные элементы кузова автомобиля.

Регулировка стеклоподъемника.

Снимите обивку двери и опустите стекло вниз.

Ослабьте винты прижимной пластины для зажатия троса. Опустите стекло до упора в резиновый буфер, поверните до предела ручку стеклоподъемника в направлении опускания стекла и закрепите трос, затянув винты. Этим будет обеспечено точное перемещение опускного стекла в крайние положения. Ручка стеклоподъемника должна быть установлена при полностью поднятом стекле под углом 45° от вертикальной оси вперед. Плавность работы стеклоподъемника регулируется натяжением троса и направляющими желобками.

Регулировка положения дверей.

Перед регулировкой очертите контуры петель на стойке кузова. Ударной отверткой ослабьте винты крепления петель. Установите необходимые наружные зазоры, смещая петли относительно очерченного контура, и заверните винты.

Регулировка замков дверей.

Для правильной работы замка двери отрегулируйте положение фиксатора замка, предварительно ослабив винты крепления.

Перед регулировкой замка рекомендуется очертить контуры фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается слишком туго, сместите фиксатор наружу и затяните болты. Если дверь закрывается слабо, сместите фиксатор внутрь и затяните болты. Если дверь при закрывании опускается, сместите фиксатор вверх, а если приподнимается (провисание в открытом положении), фиксатор сместите вниз. При плохом отпирании дверей внутренней ручкой отрегулируйте положение ручки. Для этого ослабьте винты крепления, ручку вместе с кронштейном передвиньте в нужное положение. При окончании регулировки заверните винты крепления.

Снятие и установка капота.

Откройте капот и отсоедините упор от кронштейна на кузове. Отверните гайки крепления петель к капоту и снимите его. Установка капота проводится в обратной последовательности. При установке не забудьте отрегулировать положение капота в проеме кузова.

Регулировка положения капота.

Капот в проеме кузова должен располагаться с одинаковым зазором по периметру. При регулировке очертите контуры петель, отсоедините упор от кронштейна и ослабьте крепление петель.

Регулировка замка капота.

При открытом капоте очертите контуры корпуса замка, ослабьте гайки крепления и за счет увеличенных отверстий передвиньте корпус замка в нужном, направлении. Затяните гайки крепления и проверьте действие замка.

Если замок крышки отпирается или запирается с усилием, отрегулируйте положение замка, для чего:

- очертите контуры корпуса замка и фиксаторы;

- ослабьте гайки крепления замка и болты крепления фиксатора;

- переместите замок и фиксатор в новое положение;

- слегка затяните гайки и болты, проверьте работу и окончательно закрепите замок и фиксатор.

Усилие, необходимое для открывания крышки, регулируйте перестановкой концов торсионов на один из фиксирующих зубцов петли.

Снятие, установка и регулировка крышки багажника.

Снятие и установка крышки багажника аналогична снятию и установке капота, за исключением отсоединения упора.

Положение крышки багажника регулируется так же, как и положение капота.

Снятие и установка бамперов.

Бампер крепится к кузову с помощью двух кронштейнов четырьмя болтами к передку кузова. Кронштейны герметизируются резиновыми уплотнителями. Кронштейны имеют проушины для буксировки автомобиля.

Для снятия бампера отверните болты крепления кронштейнов к кузову и снимите его в сборе с кронштейнами.

Установку бамперов выполняйте в обратном порядке.

Замена ветрового стекла.

Чтобы вынуть поврежденное стекло, снимите рычаги стеклоочистителей, окантовку уплотнителя и, нажимая на верхние углы стекла, выдавите его наружу. При этом помощник должен поддерживать стекло снаружи.

При установке стекла промойте бензином пазы уплотнителя.

Наденьте уплотнитель с окантовкой на стекло. В паз, которым уплотнитель надевается на фланец проема кузова, вложите при помощи отвертки шнур. Установите стекло в проем кузова и натягивайте концы шнура изнутри кузова, чтобы уплотнитель сел на место. Помощник должен слегка надавливать на стекло снаружи.

Замена заднего стекла.

Для снятия стекла снимите окантовку уплотнителя и, нажимая на нижние углы стекла, выдавите его наружу. При этом помощник должен поддерживать стекло снаружи.

Операции для установки заднего стекла такие же, как и для ветрового.

Снятие и установка насоса омывателя ветрового стекла.

Отсоедините электрические провода от электродвигателя нагнетательного насоса и снимите трубку со штуцера.

Поверните крышку с электродвигателем против часовой стрелки и снимите их с питающего бачка в сборе с нагнетательным насосом.

Установку выполняйте в обратном порядке.

Разборка и сборка нагнетательного насоса омывателя ветрового стекла.

Нагнетательный насос и электродвигатель крепятся винтами с гайкой к крышке.

Для разборки насоса отверните винты, снимите электродвигатель и крышку, отсоедините трубку подачи жидкости.

Поддев за край ободок, снимите его вместе с сеткой фильтра.

Снятие и установка жиклеров омывателя ветрового стекла.

В случае засорения жиклеров снимите и разберите их.

Со стороны коробки воздухопритока кузова слегка сожмите пластмассовую втулку, а сверху, подцепляя ее отверткой и преодолевая сопротивление, выньте жиклер в сборе с втулкой.

Выверните винт, тщательно очистите все детали и продуйте сжатым воздухом полость корпуса и распылитель.

После сборки вставьте втулку в отверстие кузова. Затем резко вставьте жиклер в втулку, чтобы корпус пазом встал в закраины втулки.

Подсоедините трубки и проверьте действие жиклера. Направление струи жидкости отрегулируйте поворотом корпуса во втулке или поворотом распылителя при ослаблении винта.

Итак, как видите, все разбирается и собирается очень легко, и можно сказать, с ремонтом кузова сможет справиться любой, даже совсем не разбирающийся в машинах автолюбитель.

Какие же неприятности может преподнести кузов?

Темные пятна по всей поверхности кузова.

Мойка кузова горячей водой с температурой более 80 °С. Незначительные повреждения устранить полировкой, при значительных повреждениях поверхностей перекрасьте кузов.

Для полировки поврежденных мест можно использовать полировочные пасты ВАЗ-1 и ВАЗ-2 и полировочный состав ВАЗ-03. Полировку выполняют вручную или механически фланелевыми или цигейковыми кругами. Отполированные поверхности протирают чистой фланелью.

Для перекраски кузова старую краску необходимо удалить механическим способом или при помощи органических смывок СП-6, СП-7, СПС-1 и др. Механическим способом выполнить мокрое шлифование шлифовальными шкурками 55С4-П до эпоксидного грунта заводской окраски. Затем вымыть кузов водой, обдуть сжатым воздухом и высушить. После этого надо покрасить кузов синтетической эмалью ИЛ-197, ИЛ-152 или ИЛ-12 (или любым заграничным аналогом). При этом нанести краскораспылителем три слоя эмали на наружную поверхность кузова, с промежуточной сушкой 7-10 минут. Краскораспылитель должен располагаться перпендикулярно и на расстоянии 250-300 мм от окрашиваемой поверхности кузова, чтобы сэкономить краску и исключить образование ее подтеков. Его перемещают со скоростью 0,2-0,3 м/с и наносят краску параллельными полосами сверху вниз и снизу вверх с перекрытием 40-50 мм. После окраски выполняется сушка лакокрасочного покрытия кузова.

Поверхности кузова, ранее окрашенной нитроэмалью и при значительной коррозии, следует зачистить до металла, вымыть водой, обдуть сжатым воздухом и вычистить. Затем обезжирить уайт-спиритом или бензином-растворителем БД-1 и покрыть грунтом ГФ-073 тонким равномерным слоем с помощью краскораспылителя и высушить в течение 5 минут. Затем нанести вторым слоем эпоксидный грунт ЭФ-083, высушить в течение 20 минут, провести мокрое шлифование шкурками 55С4-П, вымыть водой, обдуть сжатым воздухом и высушить. После этого окрасить эмалью ИЛ-197, ИЛ-152 или ИЛ-12, как указано ранее.

Применение этилированного бензина или других разъедающих веществ для удаления воскового покрытия с поверхности кузова недопустимо.

Отполировать незначительные повреждения при необходимости, как указанно ранее.

Розовые пятна на поверхностях кузова, окрашенных в светлый цвет.

Попадание на поверхность кузова охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя. Отполировать поврежденные поверхности, при необходимости перекрасить кузов (см. «Темные пятна по всей поверхности кузова»).

Светлые пятна на поверхностях кузова, окрашенных в темный цвет.

Воздействие влаги на темные поверхности кузова при длительном хранении автомобиля под воздухонепроницаемым чехлом. Отполировать поврежденные места, при необходимости перекрасить кузов.

Разнооттеночное окрашенных поверхностей кузова.

Окраска поверхностей кузова партией эмали, отличной по тону от основной окраски. Подобрать соответствующий колер, частично перекрасить кузов.

Эмаль поверхности кузова потеряла первоначальный блеск.

Применение для обтирания кузова сухого обтирочного материала. Отполировать поврежденные места, при необходимости перекрасить кузов.

Длительное воздействие на кузов солнечных лучей. Отполировать кузов, при необходимости перекрасить. Применение при мойке кузова разъедающих покрытие веществ. Отполировать поврежденные места, при необходимости перекрасить кузов.

Эмаль поверхности кузова отслаивается до грунта или металла.

Ослабление межслойного сцепления. Отшлифовать и перекрасить кузов.

Сильная деформация деталей кузова. Отрихтовать деформированные детали и перекрасить их.

Коррозия кузова.

Некачественное нанесение или повреждение противошумной мастики. Осмотреть и восстановить противокоррозийное и противошумное покрытие поврежденных участков днища кузова. Для этого поврежденные места необходимо очистить от грязи, удалить ржавчину и обдуть сжатым воздухом. Обезжирить уайт-спиритом зачищенные поверхности, нанести на них распылителем или кистью грунт ГФ-073 и просушить 5-10 минут. Затем распылителем или кистью нанести на поврежденные участки днища кузова противошумную бесшумную мастику БПМ-1. Слой мастики должен быть толщиной 1,0-1,5 мм, нанесен равномерно и не содержать пор. После этого надо просушить мастику в течение не менее 24 ч при температуре 18-20 °С. Допускается сушка мастики БПМ-1 в течение 30 минут при температуре 100-110 "С. Загрязненные мастикой лицевые панели кузова, имеющие лакокрасочное покрытие, следует очищать ветошью, смоченной уайт-спиритом.

Повреждение противошумной мастики в процессе эксплуатации автомобиля. Тщательно осмотреть днище кузова, выявить и восстановить поврежденные участки противокоррозийного покрытия, как указано выше.

Местная коррозия окрашенных поверхностей в местах сварки.

Отсутствие эпоксидного грунта на металле в местах сварки. Отполировать и перекрасить поврежденные места.

Механические повреждения лакокрасочного покрытия кузова.

Неаккуратная эксплуатация автомобиля. Отшлифовать и перекрасить поврежденные места, при необходимости отрихтовать детали кузова. Вследствие сложности подбора колера при механических повреждениях лакокрасочного покрытия и после рихтовочных работ следует окрасить все наружные поверхности деталей кузова (крышу, панели дверей, панели двигателя и др.); детали кузова, отрихтованные и отшлифованные до металла, покрыть грунтом ГФ-073 и сразу нанести по мокрому грунту эмаль ИЛ-197.

Незначительное повреждение лакокрасочного покрытия в одном месте можно устранить подкраской эмалью ИЛ-197 в два слоя.

При более значительном повреждении поверхность шлифуют шкуркой 55С4-П с водой с плавным переходом от места повреждения к краям. Отшлифованная поверхность должна быть больше окрашиваемой на 10-15 мм, чтобы после полировки не была заметна граница окрашиваемой поверхности.

Совершенно недопустимо производить окрашивание синтетической эмалью по старому слою нитроэмали. Старую краску следует удалить механическим или химическим способом при помощи специальных смывок.

Опускное стекло двери не фиксируется в заданном положении.

- Поломка пружинного тормоза механизма стеклоподъемника. Замените поврежденный стеклоподъемник новым.

- Ослабло крепление пластин троса стеклоподъемника. Отрегулируйте точность перемещения стекла, заверните винты пластин крепления троса стеклоподъемника.

Опускное стекло двери не поднимается и не опускается.

- Слабое натяжение троса стеклоподъемника, попадание троса между шестернями привода стеклоподъемника или между натяжными роликами и панелью двери. Следует отрегулировать натяжение троса стеклоподъемника.

- Обрыв кронштейна опускного стекла. Замените опускное стекло с поврежденным кронштейном.

- Поломка пружинного тормоза механизма стеклоподъемника. Замените поврежденный стеклоподъемник.

Дверь кузова не запирается.

- Ослабла расклепка от рычага наружного привода замка двери, вследствие чего при замыкании двери зуб рычага не входит в зацепление с храповиком из-за осевого смещения рычага. Смените замок двери и обеспечьте надежную расклепку от рычага наружного привода замка.

- Поломка пружины рычага наружного привода замка от двери. Снимите и замените новым неисправный замок.

- Наличие грязи на трущихся поверхностях деталей замка двери. Снимите замок, обивку двери и промойте замок двери в бензине или керосине. Смажьте трущиеся поверхности замка консистентной смазкой ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-221.

Дверь кузова не открывается наружной ручкой.

Ослабло соединение тяги наружной ручки с рычагом привода замка двери. Подтяните винт тяги наружного привода замка двери.

Дверь кузова полностью не открывается при повороте внутренней ручки.

Неполный ход рычага внутреннего привода замка двери вследствие малого хода его тяги. Отрегулируйте положение внутренней ручки с тягой привода. Для этого надо ослабить винты крепления кронштейна ручки, переместить ручку с кронштейном в нужное положение и закрепить винты крепления.

Дверь кузова открывается с большим усилием и плохо закрывается.

- Не отрегулированы дверь в проеме кузова и положение фиксатора замка двери. Отрегулируйте положение двери и фиксатора замка. При регулировке положения двери необходимо очертить контуры петель двери на стойке кузова, ослабить винты крепления петель к стойке, установить зазоры с учетом осадки двери после ее нагружения и затянуть винты. Для осадки дверь приоткрыть на 5° и в зоне замка нагрузить ее массой 100 кг с равномерным нарастанием нагрузки от 0 кг до 100 кг и с последующим равномерным уменьшением нагрузки до 0 кг. После осадки вновь проверить зазоры между дверью и кузовом, которые должны быть одинаковы вверху и внизу. При необходимости регулировку положения двери в проеме кузова повторить.

При регулировке положения фиксатора замка двери надо очертить контуры фиксатора на стойке кузова, ослабить винты его крепления к стойке, сместить фиксатор в требуемое положение и затянуть винты.

- Погнута ось сухаря фиксатора замка двери. Выправить или заменить ось сухаря, отрегулировать положение фиксатора замка двери.

- Изнашивание рабочей поверхности сухаря фиксатора замка двери.

Замок капота двигателя не отпирается рукояткой из салона кузова.

- Обрыв троса привода замка капота двигателя. Заменить оборванный трос замка капота.

- Велика длина троса привода замка капота двигателя. Отрегулируйте длину троса за счет петлевого крепления на крючке замка капота.

- Изгиб корпуса замка капота двигателя. Замените замок капота.

Капот двигателя не запирается замком.

- Обрыв пружины замка капота двигателя. Замените пружину новой.

- Укорочен трос привода замка капота двигателя. Отрегулируйте длину троса за счет петлевого крепления на крючке замка капота.

- Нарушение положения замка капота двигателя на кузове. Отрегулируйте положение замка. Для этого откройте капот, очертите контуры корпуса замка, ослабьте гайки крепления замка и переместите замок в новое положение. Затем слегка затяните гайки крепления замка, проверьте его работу. Окончательно укрепите замок капота.

- Изгиб корпуса замка капота двигателя. Замените замок капота.

Спинка сиденья не возвращается из наклоненного положения при поднятой рукоятке механизма регулировки.

Обрыв пружины механизма регулировки наклона спинки сиденья. Замените новой оборванную пружину механизма регулировки.

Спинка сиденья не фиксируется в заданном положении.

- Выпал палец, соединяющий тягу механизма регулирования с усилителем спинки сиденья. Вставьте и развальцуйте соединяющий палец.

- Поломка зубьев фиксатора спинки сиденья. Замените каркас сиденья или срубите поврежденный фиксатор, приварите новый с последующей покраской.

В салон кузова проникает вода.

- Увеличенный зазор между дверью и проемом кузова. Отрегулируйте положение двери и положение фиксатора замка двери.

- Отслоение металлического каркаса от резинового уплотнителя или наличие гофр на уплотнителе. Замените уплотнитель двери новым.

- Некачественное нанесение мастики по швам коробки воздухопритока в салон кузова. Нанесите мастику по швам коробки воздухопритока.

- Жесткий уплотнитель ветрового стекла кузова. Замените уплотнитель ветрового стекла на новый.

В салон кузова проникает охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя.

- Негерметичность крана отопителя кузова. Замените кран.

- Некачественная пайка радиатора отопителя салона кузова. Замените неисправный радиатор отопителя.

В багажник проникает вода и пыль.

- Смещение крышки багажника относительно проема кузова. Ослабьте гайки крепления петель крышки багажника и отрегулируйте положение крышки относительно проема кузова так, чтобы зазоры между ними по контуру были одинаковы.

- Дефекты резинового уплотнителя крышки багажника. Замените уплотнитель крышки багажника новым.

В салон кузова постоянно поступает подогретый воздух.

- Неисправен привод крана отопителя салона кузова. Проверьте состояние привода, в случае обрыва тяги крана замените ее исправной. - Кран отопителя салона кузова не перекрывает поток жидкости. Замените неисправный кран отопителя на новый.

Воздух, поступающий в салон кузова, не подогревается.

- Не открывается кран отопителя салона кузова вследствие неисправности привода крана. Проверьте состояние привода крана отопителя и в случае обрыва тяги крана замените ее новой.

- Неисправен кран отопителя салона кузова. Замените кран.


 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта