Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Контрольно-измерительные приборы и дополнительная аппаратура

Контрольно-измерительные приборы - это спидометр, амперметр (или контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи}, вольтметр («Ваз-2105», «Ваз-2108» и т. д.), указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, наличия топлива в баке, эконометр («Ваз-2108») и сигнализатор аварийного давления масла.

Устанавливаются контрольные лампы указателей поворотов, габаритного освещения, дальнего света фар, задних противотуманных огней, стояночного тормоза, уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов, резерва топлива в баке, обогрева заднего стекла и аварийной сигнализации.

Спидометр служит для указания скорости движения автомобиля и суммарного подсчета пройденного пути.

Амперметр включен в цепь аккумуляторной батареи и генератора последовательно, он показывает величину разрядного и зарядного тока.

Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи на автомобиле «Ваз-2108» включена в цепь через дополнительные диоды выпрямительного блока.

Вольтметр установлен на автомобиле «Ваз». При включенном зажигании и неработающем двигателе он показывает напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, а при работающем двигателе - напряжение, создаваемое генератором. Вольтметр - прибор магнитоэлектрического типа, включенный в цепь параллельно. Если при работающем двигателе стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы (8-11 В), это указывает на разряд аккумуляторной батареи. Красная зона в конце шкалы соответствует напряжению 15-16 В, и если стрелка находится в этой зоне, то неисправен регулятор напряжения генератора.

Указатель температуры охлаждающей жидкости работает от датчика, установленного в головке блока цилиндров. Датчик представляет собой корпус, внутри которого помещен термистор - полупроводниковый прибор, меняющий свое сопротивление в зависимости от температуры омывающей его охлаждающей жидкости. Термистор поджат пружиной и закрыт крышкой. Магнитоэлектрический указатель состоит из корпуса, внутри которого помещаются неподвижный постоянный магнит, подвижный постоянный магнит, вращающийся на оси со стрелкой, три обмотки, намотанные на пластмассовый каркас и резистор.

Переключатели и выключатели служат для коммутации соответствующих цепей. Включение ближнего и дальнего света фар осуществляется рычагом переключателя, установленным под рулевым колесом. При включенном положении выключателя наружного освещения перемещением рычага переключателя вниз в первое положение включается ближний свет фар, а во второе положение - дальний свет фар. При кратковременном перемещении на себя рычага переключателя включается дальний свет фар как при включенном, так и при выключенном положении выключателя наружного освещения. На автомобилях «Ваз2108»», «Ваз-2109» включение ближнего света фар осуществляется переключателем на панели управления, а дальний свет может быть включен фиксированно или нефиксированно специальным рычагом под рулевым колесом. Выключателе» стоп-сигнала служит для включения лампы задних фонарей при торможении рабочим тормозом.

Выключатель стоп-сигнала механический, приводится в действие от тормозной педали. При нажатии на педаль тормоза шток выключателя освобождается и под действием пружины перемещается вместе с контактной пластиной, которая через контакты замыкает электрическую цепь лампы стоп-сигнала.

Указатель давления масла на двигателе «Москвич» работает от датчика, сообщенного с главной масляной магистралью и служит для контроля за величиной давления в системе смазки двигателя. Устройство указателя аналогично устройству указателя температуры системы охлаждения, рассмотренному выше.

Указатель уровня топлива работает от датчика, который расположен в топливном баке. Датчик имеет корпус, внутри которого помещен проволочный резистор, по которому скользит ползун, управляемый поплавком через рычаг. В зависимости от уровня топлива поплавок поднимается или опускается и перемещает подвижный контакт резистора (ползун), изменяя сопротивление датчика или силу тока в цепи обмоток указателя. В датчике автомобилей «Ваз» установлены дополнительные контакты для включения контрольной лампы резерва топлива. Эти контакты замыкаются ползунком, когда в топливном баке топлива остается где-то 4-6,5 л.

Контрольная лампа давления масла сигнализирует о понижении давления в системе смазки. Она загорается красным цветом при падении давления ниже 0,2-0,6 кгс/см2 на автомобиле «Ваз-2105», 0,8 кгс/см2 — на автомобиле «Ваз-2108». Контрольная лампа работает от датчика, установленного в главной масляной магистрали. Он имеет стальной корпус, в котором закреплена диафрагма с пластмассовым толкателем и неподвижный контакт. В корпусе завальцован пластмассовый колпачок, в котором установлена пружина, которая прижимает контакт к неподвижному контакту.

Эконометр служит для помощи водителю в соблюдении наиболее экономичного режима движения автомобиля путем подбора передачи в коробке передач и частоты вращения коленчатого вала и имеет тонкую запаянную трубку, которая под действием разрежения деформируется и через рычажный механизм поворачивает стрелку. Если стрелка прибора в белой зоне шкалы — экономичный режим, если в желтой — расход топлива повышен.

При эксплуатации необходимо:

- Перед каждым выездом автомобиля проверять исправность контрольно-измерительных приборов и дополнительной аппаратуры.

- Через каждые 10000 км пробега автомобиля проверять работу контрольных сигнализаторов и контрольно-измерительных приборов. При подозрении на неточность их работы проведите стартовую проверку приборов на СТО.

Неисправности контрольно-измерительных приборов и дополнительной аппаратуры, а также их устранение.

- Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости или уровня топлива. Проверьте работу указателя температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива.

При постоянном положении стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости в начале шкалы при включенном зажигании отсоедините провод от датчика указателя и соедините наконечник провода с массой автомобиля. Если стрелка указателя отклоняется от начального положения, неисправен датчик. Если стрелка не отклоняется, надо снять комбинацию приборов и при включенном зажигании соединить с массой штекер комбинации приборов, к которому подходит провод от датчика. Если в этом случае стрелка отклоняется, то поврежден провод, соединяющий датчик с комбинацией приборов. Если стрелка не отклоняется — поврежден указатель.

При постоянном положении стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости в крайней зоне при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка остается неподвижной, то поврежден провод или указатель. Если стрелка возвращается в начало шкалы, неисправен датчик. В случае неподвижности стрелки отсоедините от комбинации приборов провод, идущий от датчика. Если стрелка в этом случае возвращается в начало шкалы, указатель неисправен.

Указатель уровня топлива следует проверять аналогично указателю температуры охлаждающей жидкости.

Для устранения рассматриваемой неисправности необходимо:

- при повреждении прибора заменить его или комбинацию приборов;

- при неисправности датчика прибора заменить датчик;

- при неисправности проводов или окислении их наконечников заменить поврежденный провод, зачистить окисленные наконечники и восстановить соединения проводов.

Стрелка указателя уровня топлива возвращается к началу шкалы прибора при полной заправке бака топливом. Неправильно установлен ограничитель хода поплавка датчика прибора. Подогните на 1-2 мм вниз ограничитель хода поплавка датчика прибора.

Стрелка указателя уровня топлива передвигается скачкообразно и часто падает к началу шкалы.

- Слабое касание токосъемником резистора датчика прибора. Подогните токосъемник и обеспечьте его нормальное касание.

- Обрыв обмотки резистора датчика прибора. Проверьте обмотку резистора датчика прибора, замените неисправный датчик.

- Постоянно горит сигнал резерва топлива.

- Замыкание гибкой шины с трубкой забора топлива. Проверьте и устраните замыкание гибкой шины и трубки забора топлива.

- Замыкание провода датчика сигнализатора резерва топлива на массу автомобиля. Проверьте провод датчика и устраните замыкание.

Не работает какой-либо сигнализатор:

- Перегорание сигнализатора. Замените на новый.

- Неисправен датчик сигнализатора. Замените его новым.

- Обрыв в проводах сигнализатора, окисление наконечников проводов. Проверить и заменить поврежденные провода, зачистить наконечники.

- Недостаточный прижим контактов патрона сигнализатора к печатной плате. Проверьте прижим контактов к печатной плате, подогните их к плате или замените патрон сигнализатора.

Не мигает, а горит постоянно сигнализатор стояночной тормозной системы при ее включении. Обрыв в обмотке реле-переключателя, вследствие чего отсутствует цепь между штекерами «-» и «+». Замените негодное реле-прерыватель.

Не работает спидометр.

- Ослабление гаек крепления гибкого вала на спидометре или его приводе. Проверьте и подтяните гайки крепления наконечников гибкого вала привода спидометра.

- Обрыв гибкого вала привода спидометра. Замените гибкий вал.

- Поврежден механизм спидометра. Проверьте и замените неисправный спидометр.

Повышенный уровень шума гибкого вала спидометра.

- Деформация (вмятины, перегибы) оболочки гибкого вала привода спидометра. Замените гибкий вал спидометра. - Неправильное выполнение монтажа гибкого вала привода спидометра (радиус изгиба вала менее ТОО мм для автомобиля «Ваз-2101» и «Ваз-2102»). Проверьте радиус изгиба вала привода спидометра и исправьте его монтаж.

Очиститель ветрового стекла не работает при срабатывании в нем предохранителя.

- Деформация тяг очистителя и задевание тяг за детали кузова автомобиля. Проверьте и выправьте тяги очистителя ветрового стекла, при необходимости замените очиститель ветрового стекла.

- Примерзание щеток очистителя к ветровому стеклу. Отделите аккуратно щетки очистителя от ветрового стекла. - Попадание постороннего предмета в механизм очистителя ветрового стекла. Извлеките и удалите из механизма очистителя ветрового стекла посторонний предмет и проверьте работу механизма.

Очиститель ветрового стекла не работает при срабатывании в нем предохранителя.

- Повреждение проводов питания очистителя ветрового стекла или окисление наконечников проводов. Проверьте провода, зачистите их наконечники, поврежденные провода замените новыми;

- Повреждение переключателя очистителя ветрового стекла. Проверьте и замените неисправный переключатель.

- Зависание щеток электродвигателя очистителя ветрового стекла или сильное загрязнение коллектора электродвигателя очистителя. Устраните зависание щеток, очистите от загрязнения коллектор электродвигателя очистителя.

Очиститель ветрового стекла не включается в прерывистом режиме.

- Повреждение реле очистителя ветрового стекла. Замените поврежденное реле.

- Неразмыкание контактов конечного выключателя в моторедукторе очистителя. Проверьте и подгоните пружинную пластину или стойку с контактами выключателя в моторедукторе очистителя.

- Загрязнение контактов конечного выключателя в моторедукторе очистителя ветрового стекла. Зачистите контакт выключателя.

Моторедуктор очистителя ветрового стекла работает, а щетки не перемещаются.

- Поломка зубьев шестерни редуктора очистителя ветрового стекла. Разберите моторедуктор и замените поврежденную шестерню.

- Слабое крепление кривошипов на оси шестерни редуктора очистителя ветрового стекла. Затяните гайку крепления кривошипа на оси шестерни редуктора, установив кривошип в конечном положении.


 

©2010 Связаться с владельцем сайта