Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Система зажигания

На современных автомобилях устанавливается контактная система зажигания с катушкой зажигания, свечами зажигания, распределителем зажигания с центробежным и вакуумным регуляторами угла опережения зажигания (рис. 85) и с выключателем зажигания с противоугонным устройством.


На некоторых моделях (к примеру, «Ваз-21065») устанавливается бесконтактно-транзисторная система зажигания высокой энергии. У нее для размыкания цепи низкого напряжения применяется электронный коммутатор, который размыкает и замыкает цепь за счет запирания и отпирания выходного транзистора (без контакта).

А управляющие импульсы подаются от бесконтактного датчика, расположенного в датчике распределения зажигания.

Установленный начальный угол опережения зажигания 3-5° для двигателей 2103 и 2106 и 5-7° для двигателей 2101 и 21011 и их модификаций.

Выключатель зажигания. Состоит из корпуса с замковым и противоугонным устройством и контактной части, закрепленной в корпусе пружинным кольцом. Свечи зажигания. Свечи типа А17-ДВ или FE65P для контактной системы зажигания и А17ДВР, FE65PR или FE65CPR для бесконтактно-транзисторной системы зажигания. Последние свечи отличаются от А17ДВ и FE65P более толстыми электродами и зазором между ними 0,7-0,8 мм вместо 0,5-0,6- мм, а также наличием встроенного помехоподавпяющего резистора 4-10 кОм.

Катушка зажигания. Катушка зажигания типа Б-117А для контактной системы зажигания и 27.3705 для бесконтактно-транзисторных систем зажигания. Катушка с разомкнутым магнитопроводом, герметизированная, маслонаполненная. Различаются катушки по данным обмоток.

Распределитель зажигания. Как уже указывалось ранее, применяется в контактной системе зажигания. Распределитель четырехискровой, неэкранированный с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель зажигания. Применяется в бесконтактно-транзисторной системе зажигания. Он отличается от распределителя зажигания тем, что вместо контактов прерывателя у него установлен бесконтактный датчик, а вместо кулачка на валике закреплен стальной экран с прорезями. Датчик выдает импульсы напряжения при прохождении через его паз экрана с прорезями.

Коммутатор. Коммутатор - электронный. В бесконтактно-транзисторной системе зажигания он служит для преобразования управляющих импульсов бесконтактного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Если говорить о технических особенностях системы зажигания, то следует отметить следующее.

Через каждые 10000 кт пробега автомобиля необходимо:

- снять крышку распределителя зажигания [датчика распределителя);

- протереть ее изнутри ветошью, смоченной в бензине, а при замасливании протереть подвижную пластину и контакты прерывателя - распределителя зажигания;

- смазать ось подвижного контакта и фетровую вставку для смазывания кулачка прерывателя-распределителя зажигания моторным маслом.

Через каждые 20000 км пробега автомобиля необходимо:

- залить 3-4 капли моторного масла в отверстие масленки вала распределителя зажигания, провернув предварительно его крышку до открытия заправного отверстия;

- вывернуть свечи зажигания и при наличии нагара положить их в бензин или ацетон, а через 20-25 минут очистить нагар щеточкой, затем промыть свечи и обдуть их сжатым воздухом; проверить зазор между электродами свечей и при необходимости отрегулировать его.

Через каждые 30000 км пробега автомобиля свечи зажигания замените на новые. Чтобы не было срыва резьбы у корпуса, завертываемую свечу надо устанавливать в специальный ключ и вместе с ним в отверстие головки цилиндров. Затем легким поворотом рукой вначале несколько влево, а потом вправо без сильного нажима вверните свечу, пока она свободно не пойдет по резьбе. Окончательно затягивать свечу зажигания необходимо динамометрическим ключом моментом 32-40 НхМ.

Для надёжного пуска двигателя в холодное время года целесообразно заменять свечи новыми даже при их работоспособности. Заменённые свечи вам ещё пригодятся, но уже в тёплое время года.

От технического состояния и исправности системы зажигания во многом зависит бесперебойная безотказная работа двигателя и электрооборудования автомобили.Даже при качественном обслуживании в эксплуатации на систему зажигания приводится 25%, а при неудовлетворительном обслуживании — 50-70% всех неисправностей электрооборудования автомобиля.


ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЯ.

Будьте внимательны в отношении того, к какой системе зажигания относится тот или иной совет — бесконтактной или контактной. Электронные системы зажигания на этом сайте не рассматриваются.

Поиск обрыва в цепи низкого напряжении.

Чтобы найти обрыв в цепи низкого напряжения, нужна контрольная лампа (рис. 86).



Снимите крышку распределителя зажигания. Если контакты прерывателя сомкнуты, разомкните их, вставив между ними изолирующую пластину или передвинув автомобиль с включенной наивысшей передачей так, чтобы коленчатый вал находился в положении, при котором контакты прерывателя полностью разомкнуты. Включите зажигание. Один их зажимов контрольной лампы соедините с массой, а другой поочередно подсоединяйте к пунктам первичной цепи, обозначенным на рис. 87 стрелками, начиная с зажима прерывателя. Если лампа-переноска в какой-то позиции загорится, значит, в цепи перед этим пунктом имеется обрыв. Например, если лампа впервые загорелась при подсоединении к замку зажигания, значит, обрыв или замыкание на массу произошли между замком зажигания и катушкой.


Учтите, что в катушке зажигания «Волги», «Москвича», «Запорожца» есть дополнительное сопротивление.

Обрыв в цепи тока устраняется при выключенном зажигании. Перегоревшее дополнительное сопротивление замените исправным.

Измерение падения напряжения.

Чтобы измерить падение напряжения в первичной цепи системы зажигания, нужен вольтметр и провод. Нарушение сопротивлений проводов, окисление наконечников, замыкание на массу, повреждения изоляции обуславливают падение напряжения, что, в свою очередь, затрудняет пуск двигателя и приводит к неустойчивости его работы.

Соедините выходной зажим распределителя с массой. Тем самым мы добиваемся того, что работа прерывателя не влияет на результаты измерения. Кроме того, исключается запуск двигателя. Подключите вольтметр к положительному выводу аккумуляторной батареи и к зажиму «15» катушки зажигания (рис. 88). Включите зажигание и снимите показания приборов. Допустимое падение напряжения по отношению к нормальному может составлять 0,8 В при напряжении 12 В или 0,4 В при 6 В аккумуляторной батареи.


Если произошло более значительное падение напряжения, постарайтесь определить, где именно находится неисправность. Пусть вольтметр остается подключенным одним проводом к положительному выводу аккумуляторной батареи и к массе стартера. Включите стартер на несколько секунд. Прибор должен показать падение напряжения в пределах 0,2 В.

Проверка катушки зажигания.

Катушка зажигания - один из самых надежных элементов системы. Она редко бывает повинна в неисправности системы зажигания, поэтому при выявлении неисправностей катушку проверяют в последнюю очередь. Обычной причиной преждевременной поломки катушки является включение зажигания на длительное время при неработающем двигателе. К наиболее частым неисправностям катушки относятся обрыв или замыкание на массу обмотки катушки, повреждение или сильное загрязнение крышки. Для оценки состояния катушки сначала внимательно осмотрите ее (рис. 89). Проверьте, нет ли на поверхности повреждений или прогара, по которым высокое напряжение могло бы уходить на массу. Осмотрите корпус катушки. Если он замаслен, значит, вытекает изоляционное масло, что в конце концов может привести к выходу катушки из строя. Поскольку утечке тока на массу способствуют загрязнение, влага, обратите внимание на состояние крышки катушки. Наконец, осмотрите выводы электрических проводов: не перепутаны ли местами полюса, нет ли ржавчины.


В контактной системе зажигания исправность катушки можно проверить на искру. Выньте из крышки распределителя зажигания центральный провод высокого напряжения и установите зазор 5-7 мм между наконечником этого провода и массой автомобиля.

Исправная катушка в момент размыкания контактов будет давать сильную искру с голубым отливом. При неисправности катушки искры не будет вовсе или она будет очень слабая.

Сопротивление обмоток и сопротивление изоляции катушки проверяют омметром (рис. 90). Замерьте сопротивление, его показатели должны соответствовать определенным для данного автомобиля.


Если у вас нет нормативных данных, руководствуйтесь следующим. Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 мОм. Сопротивление первичной обмотки катушки напряжением 12 В должно составлять 3-6 Ом, а катушки напряжением 6 В — 1,5-1 Ом. Сопротивление вторичной обмотки катушки должно составлять 4-20 кОм.

В контактной системе зажигания прежде всего проверяют прерыватель (рис. 91). Начинают с оценки состояния прерывателя по внешнему виду, проверки падения напряжения на контактах, зазора между контактами прерывателя, проверки прерывателя амперметром, проверки конденсатора. В бесконтактной системе зажигания начинают с осмотра крышки распределителя (изнутри и снаружи). Обратите внимание на центральные и боковые гнезда над проводами высокого напряжения, скользящий графитовый контакт - «уголек», электроды крышки.


Проверка момента зажигания.

В большинстве современных автомобилей необходимости в периодической регулировке момента зажигания нет, кроме тех случаев, когда проводится демонтаж распределителя зажигания или после замены зубчатого ремня. При проверке и регулировке момента зажигания следует соблюдать технику безопасности, так как вращающиеся шкив и клиновой ремень могут представлять собой опасность.

Рассмотрим, как происходит установка момента зажигания на примере автомобиля «Ваз».

Для проверки установки момента зажигания в окне картера сцепления есть шкала, а на маховике -метка. Когда метка на маховике совмещается со средним, длинным делением шкалы, в верхней мертвой точке находятся поршни первого и четвертого цилиндров.

Все потребители электроэнергии должны быть отключены. Соедините положительный вывод стробоскопа с положительной клеммой аккумуляторной батареи, отрицательный зажим стробоскопа — с выводом массы аккумулятора, а зажим датчика стробоскопической лампы — с проводом высокого напряжения первого цилиндра. Пустите двигатель и направьте мигающий поток света стробоскопической лампы в люк камеры сцепления. При правильно установленном моменте зажигания (двигатель работает на холостом ходу) метка на маховике должна не доходить до длинного деления шкалы на одно деление.

Если момент зажигания установлен неправильно, его следует отрегулировать. Включите зажигание, ослабьте крепление датчика-распределителя и проверните его по часовой стрелке (если смотреть со стороны крышки датчика-распределителя) при необходимости увеличить угол опережения зажигания или в противоположном направлении при необходимости уменьшить этот угол. Подтяните крепления датчика-распределителя и вновь проверьте момент зажигания, после того как на короткое время увеличите частоту вращения коленчатого вала до 2000 об./мин. Если за несколько попыток не удается отрегулировать момент зажигания, проверьте элементы системы зажигания и замените неисправные.

Аналогично производится данная операция и на других марках автомобиля.

Осмотр свечей зажигания. Внешний вид свечи многое говорит не только о ее функционировании, но и о качестве работы цилиндров двигателя, неисправности системы зажигания и питания.

Чтобы сделать правильный вывод о состоянии свечей зажигания, их надо осматривать сразу после остановки автомобиля.

Вид свечей изменяется в зависимости от условий работы двигателя.

Перед осмотром свечей автомобиль должен проехать не менее 10 км с переменной скоростью на средних оборотах двигателя. Не следует включать подсос. Перед остановкой двигатель не должен слишком долго работать на холостом ходу.

- Нагар светло-коричневого цвета на свечах свидетельствует о хорошем состоянии двигателя и правильном подборе свечей (удалять такой нагар нет необходимости).

- Черный сухой налет на электродах, изоляторе и корпусе может быть вызван различными причинами. Чаще всего он указывает на неправильную регулировку карбюратора и переобогащенную топливную смесь, но иногда также на слишком частое включение стартера или загрязнение воздушного фильтра, или слишком поздний момент зажигания, или слишком холодную свечу (малое калильное число).

- Излишне светлый, почти белый цвет изолятора в сочетании с голубоватым оттенком корпуса и слегка оплавленными электродами. Возможно, причиной является обедненная топливная смесь, или слишком раннее зажигание, контакт свечи со штепселем, или нагар в цилиндрах, или свеча слишком горячая (высокое калильное число) для условий эксплуатации автомобиля.

- Сильный нагар на свечах показывает, что они в процессе работы двигателя не нагреваются до температуры самоочищения. Это случается, например, когда автомобиль используется для поездок на короткое расстояние. Тогда замените свечи новыми, имеющими меньшее калильное число. Если же автомобиль всегда ездит на большие расстояния с высокой скоростью, то рекомендуется устанавливать свечи с более высоким калильным числом. Кроме того, причиной нагара может быть низкое качество масла и бензина.

- Если свечи замаслены, то уровень смазки в системе смазки повышен. Либо вы залили слишком много масла, либо пробита уплотнительная прокладка головки блока цилиндра и в картер попадает охлаждающая жидкость, либо неисправен топливный насос и в картер попадает топливо. Иные вероятные причины - износ поршневых колец соответствующих цилиндров или засорение вентиляционного отверстия картера.

- Чрезмерный износ центрального или бокового электродов говорит о том, что свеча выработала свой ресурс. Должны быть также заменены свечи, на изоляторе которых имеются сколы, трещины, или свечи с повреждением крепления бокового электрода.

Наиболее распространенные неисправности свечей зажигания:

- нарушение нормального зазора между электродами;

- чрезмерный износ электрода;

- повреждение изолятора свечи;

- повреждение корпуса свечи;

- нагар, оплавленность, корродированность электрода.

Зазор между электродами свечей проверяют с помощью круглых щупов, прилагаемых к инструменту водителя.

Нельзя регулировать зазор между электродами с помощью пассатижей. Для этого используется специальный ключ.

Неисправности свечей зажигания вызывают неравномерную работу двигателя, трудности запуска, снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива.

Выявление неисправных свечей на ощупь.

Самым простым способом обнаружения неисправностей свечи является сравнение температуры изоляторов свечи в еще теплом двигателе. Дотроньтесь до каждой из свечей; если свеча работает с перебоями, ее изолятор будет холодным.

Проверка свечей отключением.

Более надежным методом определения неисправностей является поочередное отключение свечей во время работы двигателя на холостом ходу.

Отсоедините наконечник провода высокого напряжения. При исправной свече в работе двигателя сразу же появится неравномерность, он начнет работать со сбоями. Отключение неисправной свечи не повлияет на работу двигателя.

Такую проверку не стоит производить на двигателях с электронной системой зажигания.

В контактной системе зажигания свечу можно проверить на искру. Следует снять провод высокого напряжения со свечи одного из цилиндров и установить зазор 5-7 мм наконечником этого провода и массой автомобиля. Если в зазоре при прокручивании коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой возникает хорошая бесперебойная искра, значит, цель высокого напряжения исправна. Затем, вывернув свечи из двигателя, проверьте провода со свечами. Если искры нет, свечи неисправны.

ПОЛОМКИ И ИХ УСТРАНЕНИЯ.

Двигатель не пускается.

1. Непрохождение тока через контакты прерывателя-распределителя вследствие:

- Загрязнения, окисления или пригорания контактов прерывателя,

- Зачистите контакты прерывателя плоским бархатным надфилем, но не снимая при этом большого слоя металла.

- Чрезмерного увеличения зазора между контактами или ослабления прижимной пружины контакта. Проверьте и отрегулируйте правильный зазор между контактами прерывателя.

- Ослабления крепления или окисления наконечников проводов в цепи низкого напряжения, обрывов в проводах или замыкания их на корпус. Проверьте провода цепи низкого напряжения, при необходимости замените.

- Неисправности выключателя зажигания. Проверьте, при необходимости замените выключатель зажигания или его контактную часть.

- Пробоя конденсатора распределителя зажигания. Проверьте и при необходимости замените неисправный конденсатор.

2. Неразмыкание контактов прерывателя распределителя зажигания вследствие:

- Нарушения зазора между контактами. Отрегулируйте необходимый зазор между контактами прерывателя.

- изнашивания текстолитовой колодки или втулки рычажка прерывателя. Замените контактную группу, если поломана колодка или втулка рычажка.

3. Нарушение порядка подсоединения проводов высокого напряжения к боковым электродам крышки распределителя зажигания. Проверьте и обеспечьте правильное подсоединение проводов высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.

4. Отсутствие высокого напряжения в свечах зажигания вследствие:

- Неплотной посадки свечей в гнездах головки цилиндров. Обеспечьте плотность посадки свечей.

- Обрыва или окисления наконечников проводов высокого напряжения, сильного загрязнения проводов или повреждения их изоляции. Проверьте и восстановите соединение, очистите или замените поврежденные провода.

- Повреждения центрального угольного электрода или зависание его в крышке распределителя зажигания. Восстановите функции «уголька», при необходимости замените крышку распределителя зажигания.

- Утечки тока через трещины или прогары в крышке или роторе распределителя зажигания, а также через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки. Проверьте и очистите крышку распределителя зажигания от влаги и нагара, протрите ее изнутри ветошью, смоченной в бензине, а при наличии трещин замените крышку и ротор.

- Перегорания подавительного резистора (сопротивление) в роторе распределителя зажигания. Проверьте и при необходимости замените сопротивление.

5. Замасливание свечи зажигания или неправильный зазор между ее электродами. Выявите и устраните неисправность свечи.

6. Повреждение свечи зажигания. Замените на новую.

7. Неправильно установлен момент зажигания горючей смеси в цилиндрах двигателя. Установите необходимый момент зажигания.

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу.

Признаками этой неисправности являются неравномерный звук выхлопа и внезапные остановки двигателя на холостом ходу.

1. Слишком раннее зажигание горючей смеси в цилиндрах двигателя. Проверьте и правильно отрегулируйте момент зажигания по установочным меткам на двигателе.

2. Увеличенный зазор между электродами свечей зажигания. Проверьте и правильно отрегулируйте зазор между электродами.

3. Недостаточный зазор между контактами прерывателя распределителя зажигания. Поверьте и отрегулируйте зазор между контактами прерывателя.

4. Перегорание помехоподавительного резистора в роторе распределителя зажигания. Проверьте и замените помехоподавительный резистор ротора.

Двигатель работает неравномерно и неустойчиво при большой частоте вращения.

1. Ослабление прижимной пружины контактов прерывателя распределителя зажигания. Проверьте упругость пружины, замените контактную группу прерывателя.

2. Увеличенный зазор между контактами прерывателя распределителя зажигания. Поверьте и отрегулируйте зазор между контактами.

3. Ослабление пружин грузиков центробежного регулятора угла опережения зажигания. Замените потерявшую упругость пружину грузика и проверьте работу центробежного регулятора на специальном стенде на СТО.

Перебои в работе двигателя на всех частотах вращения коленчатого вала.

Признаками этой неисправности являются неравномерный звук выхлопа и снижение мощности двигателя на всех режимах работы.

1. Повреждение проводов в системе зажигания, ослабление крепления проводов или окисление их наконечников. Проверьте провода и их соединения, зачистите окисленные наконечники проводов, замените поврежденные провода.

2. Загрязнение, окисление, пригорание или смещение контактов прерывателя зажигания. Правильно зачистите контакты прерывателя и отрегулируйте необходимый зазор между ними.

3. Снижение емкости конденсатора или обрыв в конденсаторе распределителя зажигания. Проверьте конденсатор, если необходимо, замените его.

4. Изнашивание или повреждение центрального угольного электрода в крышке распределителя. Проверьте исправность «уголька» и свободу его перемещения в своем гнезде. Замените крышку распределителя зажигания при изнашивании ее центрального угольного электрода.

5. Сильное подгорание центрального контакта электрода ротора распределителя зажигания. Зачистите центральный контакт электрода.

6. Трещины, загрязнения, прогары в роторе или крышке распределителя зажигания. Проверить и заменить ротор или крышку распределителя зажигания при их повреждении.

7. Повреждения (трещины на изоляторе), замасливание, покрытие значительным нагаром свечей зажигания или изнашивание их электродов. Проверьте свечи зажигания, очистите их от нагара, промойте бензином, отрегулируйте зазор между электродами и замените поврежденные свечи.

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приёмистостью.

1. Неправильная установка момента зажигания горючей смеси в цилиндрах двигателя. Правильно отрегулируйте момент зажигания по установочным меткам на двигателе.

2. Ослабление пружин и заедание грузиков центробежного регулятора угла опережения зажигания. Проверить и устранить причину заедания грузиков, заменить ослабленные пружины грузиков и проверить на стенде СТО работу центробежного регулятора.

3. Изнашивание втулки подвижного контакта прерывателя распределителя зажигания. Замените контактную группу распределителя зажигания.
 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта