Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Стартер

Стартер (рис. 82) представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным дистанционным включением, питающийся от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания, он служит для пуска двигателя.



Стартеры легковых автомобилей состоят из трех механизмов: электродвигателя, механизма включения (привода) и тягового реле.

На большинстве отечественных автомобилей работает стартер СТ-221, прикрепленный с правой стороны двигателя к картеру сцепления.

Электродвигатель этого стартера четырехщеточный четырехполосный со смешанным возбуждением. Состоит из корпуса с обмотками возбуждения, якоря, передней и задней крышек с щеточками и щеткодержателями.  Корпус имеет четыре стальных полюса, закрепленных винтами. На полюсы надеты катушки обмотки. Корпус вместе с полюсами и обмоткой образует статор. Две катушки обмотки статора сериесные, а две — шунтовые. По этой причине статор называют смешанным. Этот способ позволяет уменьшить обороты якоря на холостом ходу, а это, в свою очередь, снижает износ его втулок и подшипников. Две сериесные катушки соединены между собой параллельно, а с обмоткой якоря — последовательно. Так как через эти катушки идет основной ток, потребляемый стартером, то обмотка катушек выполнена из медной ленты, витки которой изолированы специальным картоном.

Обмотки шунтовых катушек соединены между собой последовательно, а с обмоткой якоря - параллельно. Ток, проходящий через них, не велик и зависит от напряжения аккумуляторной батареи.

Якорь состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. Он вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Концы обмотки якоря припаяны к пластинам коллектора, напрессованного на вал. Коллектор имеет пластмассовое основание, на котором установлены изолированные друг от друга медные пластины. В крышке закреплены четыре щеткодержателя с меднографитовыми щетками, причем два щеткодержателя положительных щеток изолированы от крышки и соединены с выводами сериесных катушек, а два отрицательных щеткодержателя соединены с массой. К одному из них присоединяется вывод шунтовых катушек. Щетки к коллектору поджимаются спиральными пружинами.

Механизм включения предназначен для соединения вала якоря стартера с маховиком двигателя в момент его пуска, шестерни, ступицы буферной пружины, рычага с осью, ограничительного диска с поводковым кольцом, ограничителя и ограничительного кольца хода шестерки привода.

Ступица внутри имеет витковые шлицы, благодаря которым ока, перемещаясь вдоль шлицев вала якоря, еще и поворачивается. Установка обгонной муфты вызвана необходимостью передавать крутящий момент от вала якоря к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска рассоединять вал якоря и шестерню привода, так как после пуска двигатель начинает с большой скоростью вращать вал якоря и может его повредить. Наружное кольцо обгонной муфты соединено со ступицей, внутреннее кольцо составляет одно целое с шестерней. Между кольцами установлены три ролика. Сверху на муфту надет кожух.

Ролики установлены в конусные вырезы наружного кольца и прижаты к мелким частям вырезов плунжерами, пружинами и направляющими стержнями. При передаче вращения от стартера к венцу маховика ролики заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты и передают вращение от вала якоря и далее на венец маховика. После пуска двигателя шестерня, а следовательно, и внутреннее кольцо станут вращаться быстрее (обгоняя наружное), и ролики вытолкнутся в широкую часть выреза, где они будут свободно поворачиваться, и крутящий момент передаваться не будет. Шестерня по валу якоря перемещается на латунной втулке. Тяговое реле закреплено на передней крышке. Оно служит для включения стартера и ввода шестеренки в зацепление с венцом маховика.

Стартер начинает работу при повороте ключа, замыкающего контакты выключателя зажигания.

В последние годы на стартерах устанавливается тяговое реле с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей. Начала обмоток припаяны к штекеру на крышке реле, конец удерживающей обмотки соединен с нижним контактным болтом реле. При замыкании пластиной контактов втягивающая обмотка отключается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «+» аккумуляторной батареи. Поэтому при включении стартера сначала работают обе обмотки, но когда якорь реле уже втянут, для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивает одна удерживающая обмотка.

Эксплуатационные особенности стартера.

Через каждые 40000 км пробега автомобиля:

- снимите стартер с двигателя; - разберите его;

- протрите все детали и продуйте их сжатым воздухом;

- проверьте состояние коллектора и щеток и выявите, нет ли заедания щеток в щеткодержателях, достаточна ли высота щеток;

- замените новыми изношенные по высоте до 12 мм;

- при необходимости зачистите коллектор шлифовальной шкуркой;

- проверьте состояние контактов тягового реле стартера;

- смажьте моторным маслом шлицы вала якоря, втулки вала и шестерню привода стартера;

- поводковое кольцо привода смажьте пластичной смазкой литол-24.

Диагностика неисправностей стартера.

Стартер в целом можно считать исправным, если он соответствует следующим критериям:

- во время запуска двигателя нет претензий к работе стартера;

- во время работы стартера не слышно нехороших шумов;

- при запуске коленвала обеспечивается достаточная частота вращения коленвала (60-90 об./мин. для карбюраторных двигателей);

- потребление тока стартером и снижение напряжения в цепи при запуске двигателя не превышают допустимых показателей.

Первые три положения вы проверяете практически ежедневно, а о четвертом речь пойдет ниже.

Измерение напряжения при запуске. Это измерение производят в том случае, если при запуске двигателя ощущается, что стартер не обеспечивает требуемой частоты вращения коленвала. Убедившись в исправности соединений и проводов между стартером и аккумулятором, подсоедините положительную клемму вольтметра к той клемме стартера, которая соединена с положительным выводом аккумулятора, а отрицательную клемму вольтметра - к массе (рис. 83). Если полученные результаты выше допустимых, значит, обмотка замыкает на массу.



Измерение тока замыкания - лучший способ оценить состояние системы пуска двигателя. Как и предыдущая проверка, данное измерение автолюбитель может осуществить самостоятельно при наличии вольтметра на 15 В и амперметра на 600 А.

Подключите вольтметр к выводам аккумулятора, а амперметр — на провод, ведущий от аккумулятора к стартеру (рис. 84). Затормозите машину, затянув стояночный тормоз, нажав на ножной, включив третью или четвертую передачу или вывесив колесо, а также отсоедините провод высокого напряжения от клеммы «1» катушки зажигания и соедините его с массой. Включите на несколько секунд стартер и снимите показания приборов. Показания амперметра не должны превышать указанных производителем для состояния торможения (где-то 250-600 А). Напряжение не должно падать ниже 3,5 В (при 6-вольтовом аккумуляторе) или 7 В (при 12-вольтовом).


Неисправности стартера.

При включении стартера якорь не вращается и тяговое реле не срабатывает:

- межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, замыкание обмотки или ее обрыв;

- заедание якоря тягового реле стартера;

- обрыв в цепи питания тягового реле стартера;

- неисправность или полная разрядка аккумуляторной батареи;

- сильное окисление полюсных выводов и наконечников проводов аккумуляторной батареи, ослабление затяжки наконечников проводов.

При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, а тяговое реле срабатывает:

- неисправность или разряженность аккумуляторной батареи;

- окисление полюсных вводов аккумуляторной батареи и наконечников ее проводов, слабо затянуты наконечники проводов;

- сильное окисление или подгорание контактных болтов тягового реле стартера;

- ослабление затяжки гаек крепления проводов на контактных болтах тягового реле стартера;

- сильное подгорание коллектора якоря стартера, зависание или большой износ щеток стартера;

- обрыв в обмотках якоря или статора стартера;

- замыкание между пластинками коллектора якоря стартера, межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора, замыкание на корпус обмоток якоря или статора;

- замыкание щеткодержателя положительной щетки стартера на корпус.

При включении стартера якорь вращается, а маховик двигателя неподвижен:

- пробуксовка муфты свободного хода или ее заедание на шлицах вала якоря стартера;

- поломка рычага привода муфты свободного хода стартера или выпадание от рычага привода;

- поломка поводкового кольца или буферной пружины муфты свободного хода стартера.

Необычный шум при работе стартера:

- большой износ втулок или шеек вала якоря стартера;

- ослабление крепления стартера или поломка его передней крышки;

в перекос стартера при его креплении на картере сцепления;

- ослабление крепления, перекос статора стартера;

- повреждение зубьев шестерни привода стартера или венца маховика двигателя;

- шестерня привода стартера не выходит из зацепления с венцом маховика вследствие заедания рычага привода муфты свободного хода, заедания муфты на шлицах вала якоря, ослабления или поломки буферной пружины муфты или пружины тягового реле стартера, заедание якоря тягового реле.

Устранение неисправностей стартера.

При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает:

- Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея. Следует зарядить батарею или заменить ее.

- Сильно окислены контакты батареи и наконечники проводов. Зачистите контакты и наконечники.

- Слабо затянуты наконечники. Затяните наконечники и смажьте их техническим вазелином.

- Межвитковое замыкание в области тягового реле. Замыкание его на массу. Обрыв. При всех перечисленных неисправностях следует заменить реле.

- Отсоединился наконечник провода от штекера тягового реле или выключателя зажигания. Восстановите соединение. - Неисправна контактная часть выключателя зажигания, не замыкаются контакты «30» и «50». Замените контактную часть выключателя зажигания.

- Заело якорь тягового реле. Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря.

При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно:

- Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея. Зарядите батарею или замените.

- Окислены контактные болты тягового реле. Зачистите контактные болты.

- Ослабли гайки крепления наконечников на контактных болтах тягового реле. Затяните гайки.

- Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ. Зачистите коллектор, замените щетки.

- Обрыв в обмотке статора или якоря. Замените катушки статора или якоря.

- Замыкание между пластинами коллектора. Межвитковое замыкание в обмотках статора или якоря или замыкание на массу. В этом случае следует проверить исправность деталей и заменить негодные к эксплуатации.

- Замыкание щеткодержателя «положительной» щетки на массу. Устраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора.

При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается.

- Пробуксовывает муфта свободного хода. Проверьте стартер на стенде, замените муфту.

- Поломался рычаг включения муфты или соскочила ось. Замените рычаг или установите на место его ось.

- Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины. Замените муфту.

Необычный шум стартера при вращении якоря:

- Износ втулок подшипников или шеек вала якоря. Замените неисправные детали.

- Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода. Подтяните болты крепления или замените крышку стартера.

- Стартер закреплен с перекосом. Проверьте крепление стартера и при необходимости исправьте. - Повреждены зубья шестерни привода или венца маховика. Замените привод или маховик.

Имейте в виду, что все неисправности или повреждения стартера устраняют, выполняя замену неисправных деталей. Единственная операция ремонта, которая может быть выполнена вами, - это очистка коллектора.
 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта