Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея - химический источник тока. Аккумуляторная батарея обладает свойством после разряда восстанавливать свою способность отдавать ток во внешнюю цепь, если произвести ее заряд.

На автомобилях используют стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи.


Напряжение на выводных штырях исправного, полностью заряженного аккумулятора независимо от его размеров и количества пластин составляет 2 В, а на современных легковых автомобилях применяются приборы электрооборудования, рассчитанные на напряжение 12 В. Поэтому, чтобы получить такое напряжение, необходимо шесть аккумуляторов соединить последовательно, создав аккумуляторную батарею (рис. 75). Все аккумуляторы размещаются в одном общем баке, разделенном внутренними перегородками на шесть ячеек. На дне бака имеются ребра, на которые опираются пластины аккумуляторов. Материалом для бака является кислотоупорная пластмасса, эбонит, термопластик или пропилен.



Аккумулятор состоит из плюсовых и минусовых пластин, собранных в полублоки. Пластины изолированы друг от друга сепараторами, приготовленными из пористых пластмасс. Пластины отливаются в виде решеток из свинца с добавлением 7-8% сурьмы для механической прочности. В решетку пластин впрессовывают активную массу, приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов свинца - свинцового сурика и свинцового глета для положительных пластин и свинцового порошка для отрицательных. Для увеличения емкости аккумулятора и уменьшения его внутреннего сопротивления одноименные пластины соединяют в полублоки, заканчивающиеся выводными плоскими штырями.

Полублоков с отрицательными пластинами всегда на одну больше, чем полублоков с положительными пластинами. Это потому, что полублоки с положительными и отрицательными собираются в блок таким образом, что положительные пластины располагаются между отрицательными. Такое их размещение позволяет лучше использовать активную массу положительных пластин и предохранять их от коробления и разрушения. Сепараторы устанавливаются между пластинами так, чтобы их ребристая сторона была обращена к поверхности положительных пластин, обеспечивая тем самым лучшее поступление к ним электролита. Собранный аккумулятор помещают в отделение бака, закрываемого крышкой 2 (рис. 75), имеющей отверстие для выхода полостных штырей и для заливки электролита. Отверстия для заливки электролита закрываются пробками 6. В пробке имеется вентиляционное отверстие, сообщающее внутреннюю полость аккумулятора с атмосферой. Аккумуляторы соединяются между собой свинцовыми перемычками.

Об электролите, который заливаем в аккумуляторную батарею, нужно сказать, что он должен быть высокой степени чистоты. Совершенно не допускается применение технической серной кислоты и недистиллированной воды, так как при этом ускоряется саморазряд, сульфатация, разрушение пластин и уменьшается их емкость.

Чтобы аккумуляторная батарея работала дольше и лучше, вам следует осуществлять ряд операций по её обслуживанию:

- постоянно протирайте 10-процентным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды загрязненную наружную поверхность батареи, после чего вытрите ее чистой сухой ветошью. Вентиляционные отверстия в пробках крышки батареи прочищать тонкой проволокой, так как при зарядке батареи вследствие химической реакции выделяются газы, которые значительно повышают давление внутри элементов батареи.

- Через 2000-2500 км пробега автомобиля, а в жаркое время через каждые 5-6 дней проверяйте уровень электролита, который должен располагаться по нижней кромке индикатора заливного отверстия. Доводить уровень электролита до нормы следует путем доливки в батарею дистиллированной воды, так как при нагревании электролита испаряется только вода. Если причиной низкого уровня электролита является его выплескивание, то необходимо доливать электролит той же плотности, что и оставшийся в элементах батареи. При уровне электролита выше нормы электролит необходимо отобрать резиновой грушей с эбонитовым наконечником.

- После 10000 км пробега автомобиля проверять крепление батареи, а также чистоту и надежность крепления наконечников проводов на силовых выводах батареи. Если на выводах и наконечниках появляется белый налет, его удаляют шлифовальной шкуркой, а на наружную поверхность (но не контактную) выводов и наконечников наносят тонкий слой технического вазелина (например, ВТВ-1).

- Постоянно проверяйте степень разряженности батареи с помощью кислотомера (автомобильного ареометра), измеряя плотность электролита. Для этого опустите наконечник кислотомера в заливное отверстие элемента батареи, заберите электролит и по делениям плавающего в колбе ареометра определите плотность электролита. Затем переведите плотность электролита в проценты разряда батареи и оцените ее состояние, учитывая при этом, что понижение плотности электролита от нормы на 0,01 г/см3 соответствует 6%. При разрядке батареи на 25% зимой и 50% летом снимите батарею автомобиля и перезарядите ее.

Нельзя измерять плотность электролита, если его уровень не соответствует норме, после доливки дистиллированной воды, сразу после нескольким включений стартера, при кипящем электролите.

Для заряда батарею надо снять с автомобиля, очистить от загрязнения, вывернуть все пробки заливных отверстий, довести уровень электролита до нормы и поставить на зарядку током силой 2,75 А. Во время зарядки батареи систематически контролировать силу тока и при необходимости отрегулировать ее. Зарядка батареи продолжается несколько часов - до тех пор, пока напряжение батареи не станет постоянным, а плотность электролита неизменной. В конце зарядки батареи плотность электролита может отличаться от нормы. При большей плотности необходимо отобрать часть электролита и добавить дистиллированную воду. При меньшей плотности надо также отобрать часть электролита и добавить электролит плотностью 1,4 г/см3.

Для длительного хранения аккумуляторной батареи в зимнее время ее надо снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в сухом месте при температуре не выше 0 С и не ниже -30 С, учитывая при этом, что чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд батареи. Каждые 3 месяца аккумуляторную батарею следует подзаряжать, так как происходит ее саморазрядка.

Срок службы аккумуляторной батареи в среднем от 3 до 5 лет. Неправильная эксплуатация аккумуляторной батареи приводит к преждевременному её выходу из строя.

- Нормальная для центральных районов России плотность электролита - 1,28 г/см3. Для приготовления электролита с такой плотностью на 1 литр дистиллированной воды нужно 0,36 литра кислоты.

- В северных районах (температура зимой опускается до 35-40 градусов ниже нуля) плотность электролита должна быть чуть выше - 1,29 г/см3, для приготовления на 1 литр воды берите 0,38 литра кислоты.

- В южных районах, где не бывает сильных морозов, достаточная плотность электролита - 1,27- 1,26 г/см3 (0,35-0,33 литра кислоты на 1 литр дистиллированной воды).

- Следы электролита на поверхности батареи могут указывать также на наличие трещинок в корпусе и заливочной мастике аккумуляторной батареи.

Поврежденную аккумуляторную батарею следует заменить или, по крайней мере, отремонтировать.

- При отсутствии механических повреждений следы электролита на поверхности могут указывать на неправильную регулировку напряжения генератора.

Сильно сульфатированные батареи ремонту не подлежат.

- Белый налет на штырях и наконечниках не опасен. Он просто удаляется шкуркой, а места обработки покрываются техническим вазелином.

Не допускайте попадания электролита на механические части автомобиля, так как он вызывает коррозию.

Неисправности аккумуляторной батареи.

Ускоренный разряд батареи при эксплуатации:

- короткое замыкание между пластинами батареи вследствие зарядки батареи током большой силы и при высокой температуре, частых перезарядов, замерзания электролита, сильной вибрации батареи при ослабленном ее креплении на автомобиле и ударов батареи при обращении с ней вне автомобиля;

- загрязнение электролита батареи посторонними примесями в результате доливки в элементы батареи вместо дистиллированной обычной воды, содержащей соли и щелочи, попадания металлических частиц и других веществ, способствующих образованию внутри батареи гальванических пар;

- недостаточный уровень электролита в элементах батареи;

- сильное загрязнение поверхности батареи;

- подключение сверх нормы дополнительных потребителей электрического тока — приборов, аппаратуры и др.;

- неисправность генератора или регулятора напряжения;

- слабое натяжение ремня привода генератора.

Появление электролита на поверхности батареи:

Электролит появляется на поверхности батареи после поездки на автомобиле. Попадая на металлические части автомобиля, электролит вызывает коррозию.

- повышенный уровень электролита в элементах батареи, вызывающий его выплескивание; - кипение электролита вследствие сульфатации пластин элементов батареи, приводящее к его выплескиванию;

- наличие трещин в корпусе батареи, приводящих к просачиванию через них электролита; - кипение электролита вследствие очень высокого напряжения тока, вырабатываемого генератором, что вызывает разбрызгивание электролита.

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

Повышенный разряд батареи.

- Проскальзывание ремня привода генератора. Слышен характерный высокий звук при пуске двигателя. Ремень свистит. Отрегулируйте натяжение ремня.

- Неисправен генератор. При неисправном генераторе аккумулятор разряжается, поскольку зарядный ток не поступает на его клеммы. Проверьте генератор и при необходимости замените его.

- Повреждение изоляции в системе электрооборудования. Ток разряда более 1 мА при отключенных потребителях. Следует найти место утечки тока при помощи тестера, последовательно отключая предохранителем потребители электроэнергии автомобиля. Определив место утечки, устраните повреждение.

- Короткое замыкание между пластинами. Отсутствует напряжение на клеммах батареи, не работает электрооборудование, не крутится стартер. Замените аккумуляторную батарею.

- Подключение новых потребителей. От перенагрузки батарея быстро разряжается. Отключите новые потребители электричества.

- Загрязнение электролита. Очень часто в электролит вместе с водой могут попасть посторонние примеси. Слейте электролит, промойте и зарядите батарею.

- Загрязнение поверхности батареи. Очистите поверхность батареи.

- Недостаточный уровень электролита. Восстановите нормальный уровень электролита. Долейте банки батареи дистиллированной водой.

Электролит на поверхности аккумуляторной батареи.

- Повышенный уровень электролита. Повышение уровня электролита приводит к выплескиванию. Следует установить нормальный уровень электролита, отобрав излишек.

- Треснул корпус батареи. Срочно замените батарею и промойте водой места попадания электролита во избежание коррозии.

- Электролит в аккумуляторной батарее закипает. Это означает, что ток зарядки выше нормы. Проверьте надежность соединения с массой корпуса регулятора напряжения и правильность присоединения к нему проводов; отрегулируйте или замените регулятор напряжения.

- Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатации пластин. Проведите контрольный заряд-разряд малым током.
 

©2010 Связаться с владельцем сайта