Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Неисправности в тормозной системе и их устранение

Для устранения отдельных неисправностей тормозных систем необходимы снятие с автомобиля и разборка тормозных механизмов, приводов и их элементов. О том, как сделать данные операции, вам рассказали в соответствующем разделе. Какие неисправности могут возникать в автомобиле, если у него не в порядке тормозные системы?


Недостаточная эффективность торможения автомобиля:

- наличие воздуха в гидравлическом приводе тормозных механизмов;

в утечка жидкости из колесных цилиндров передних и задних тормозных механизмов;

- повреждение резиновых уплотнений в главном тормозном цилиндре;

- замасливание или загрязнение фрикционных накладок передних или задних тормозных механизмов;

- повреждение резиновых уплотнений.

Самопроизвольное торможение автомобиля при работающем двигателе:

- подсос воздуха в вакуумный усилитель в месте установки защитного чехла крышки усилителя или повреждение уплотнителя крышки.

Неполное расторможение всех колес автомобиля:

- заедание поршня главного тормозного цилиндра;

- разбухание резиновых уплотнителей главного тормозного цилиндра вследствие попадания в тормозную жидкость бензина, масла и других подобных веществ;

- засорение компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре; ;

- заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы, защемления уплотнителя или защитного чехла крышки усилителя;

- нарушение положения выступающей части (конца) наконечника штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного тормозного цилиндра;

- отсутствует свободный ход тормозной педали из-за неправильного положения выключателя сигнала торможения автомобиля.

Притормаживание одного из колес автомобиля при отпущенных тормозной педали и рычаге стояночной тормозной системы:

- ослабла или поломалась стяжная пружина колодок заднего тормозного механизма;

- заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии;

- нарушение положения суппорта относительно тормозного диска переднего тормозного механизма вследствие ослабления болтов крепления к кронштейну суппорта;

- повышенное осевое биение тормозного диска переднего тормозного механизма;

- набухание резиновых уплотнительных колец колесного тормозного цилиндра вследствие попадания в тормозную жидкость топлива или смазочных материалов;

- отсутствие зазора между тормозными колодками и барабаном заднего тормозного механизма вследствие неправильной регулировки механического привода стояночной тормозной системы.

Занос автомобиля при резком торможении:

- замасливание или загрязнение фрикционных накладок тормозных колодок, дисков и барабанов;

- заедание поршня колесного тормозного цилиндра; - утечка тормозной жидкости из колесных тормозных цилиндров;

- неисправен регулятор давления задних тормозных механизмов;

- неправильная установка регулятора давления задних тормозных механизмов.

Увеличенное усилие на тормозной педали:

- засорен воздушный фильтр вакуумного усилителя;

- заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы, защемление уплотнителя или защитного чехла крышки усилителя;

- повреждение или ослабление крепления соединительного шланга вакуумного усилителя с впускным трубопроводом двигателя;

- разбухание резиновых уплотнителей главного и колесных тормозных цилиндров вследствие попадания в тормозную жидкость топлива и смазочных материалов.

Скрип или визг тормозных механизмов:

в ослабление стяжных пружин колодок задних тормозных механизмов;

- замасливание или изнашивание фрикционных накладок тормозных колодок;

- овальность тормозных барабанов задних тормозных механизмов;

- повышенное биение или неравномерное изнашивание тормозных дисков передних тормозных механизмов.

Недостаточная эффективность привода стояночной тормозной системы:

- попадание тормозной жидкости на накладки колодок задних тормозных механизмов;

- нарушение правильной регулировки привода стояночной тормозной системы.

Вот такие неисправности могут подорвать эффективность тормозной системы. Как устранить хотя бы некоторые из них? Давайте попробуем что-нибудь сделать.

Недостаточная эффективность торможения.

Утечка тормозной жидкости из колёсных цилиндров передних или задних тормозов.

Замените вышедшие из строя детали колесных цилиндров, промойте и протрите колодки и барабаны, прокачайте систему гидропривода.

Наличие воздуха в тормозной системе.

Цилиндры передних колес, например, автомобиля «Ваз» расположены в суппортах. Если заменялись трубопроводы; шланги или уплотнительные кольца и в тормозную систему при этом попал воздух, о чем свидетельствует «провал» педали тормоза, воздух необходимо удалить из гидропривода тормозов, а уровень жидкости в питательных бачках довести до нормы. При удалении воздуха делайте все в следующей последовательности.

- Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости долейте ее до нормы, которая находится на уровне 10-15 мм ниже верхней кромки бачка.

- Снимите резиновый защитный колпачок с клапана выпуска воздуха из рабочего цилиндра правого заднего колеса или с клапана переднего колеса и наденьте на штуцер клапана резиновый шланг, другой конец которого опустите в стеклянную емкость (банку, бутылку, колбу], до половины заполненную тормозной жидкостью.

- Нажмите на педаль тормоза 2-3 раза и при нажатой педали отверните на 1/2-3/4 оборота клапан (штуцер) выпуска воздуха и резко нажмите на тормозную педаль несколько раз. Отпустите педаль плавно. Прокачивайте систему гидропривода до тех пор, пока из шланга, опущенного в банку, не прекратят выходить пузырьки воздуха.

- После этого при выжатой педали тормоза плавно заверните до отказа перепускной клапан или штуцер колесного цилиндра, отпустите педаль тормоза, отсоедините шланг и снова наденьте колпачок на клапан.

Следите за уровнем тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливайте ее до нормы. В противном случае в систему вновь может попасть воздух.

Тормозная жидкость токсична. При работе с ней будьте предельно осторожными.

Порядок прокачки системы гидравлического привода.

Действия выполняются в следующей последовательности: заднее правое колесо, заднее левое колесо, переднее правое и переднее левое колесо. После удаления воздуха из системы гидравлического привода следует проверить и отрегулировать свободный ход педали тормоза. Если полная утечка тормозной жидкости из системы случилась в пути летом, можно попытаться заменить ее мыльной водой. Она в какой-то мере сможет заменить тормозную жидкость. Зимой для этих целей можно использовать спирт, водку. Увеличение зазора между тормозным барабаном и накладками. О большом зазоре между колодками и тормозным барабаном, появляющемся в результате их естественного износа, свидетельствует увеличенный ход тормозной педали до начала торможения. Обязательно замените тормозные колодки.

Замасливание тормозных накладок.

Признаками замасливания являются большой тормозной путь при резком торможении, скрип или визг тормозов, а также занос автомобиля. Смазка может подтекать через уплотнительные полуоси. Иногда замасливание происходит и по причине попадания тормозной жидкости на тормозные колодки. Замасленные накладки промывают теплой водой с моющими средствами, высушивают сжатым воздухом, шлифуют мелкой абразивной шкуркой и самым тщательным образом удаляют абразивную пыль с накладки.

При движении автомобиля раздается равномерный шум, при торможении пропадает.

Стерлись тормозные колодки. Необходима срочная замена во избежание порчи тормозного диска.

Повреждение резиновых уплотнителей главного тормозного цилиндра.

Если тормозная система действует слабо и после выполненных работ, которые я перечислил выше, значит, необходимо снимать главный тормозной цилиндр с автомобиля, разбирать его, промывать спиртом или свежей тормозной жидкостью все его элементы: кольца, поршни, гайки и шайбы. Тщательно осмотрите пружины, рабочие кромки манжет. Поврежденные детали замените, соберите узлы, обильно смажьте рабочие поверхности деталей тормозной жидкостью. Заполните систему тормозной жидкостью и удалите из нее воздух.

Нарушение работоспособности вакуумного усилителя тормозов.

Если вы с трудом нажимаете на педаль, чтобы затормозить, то следует проверить работоспособность гидровакуумного усилителя тормозной системы, герметичность соединения трубопровода со штуцером всасывающего трубопровода двигателя. Неисправные детали заменяются. В местах нарушения герметичности подтянуть соединения или применить пасту-герметик. Засоренный воздушный фильтр вакуумного усилителя необходимо заменить.

Слышится дробный скрежет при торможении.

Очень часто в сырую погоду в области задних колес раздается дробный скрежет. Скорее всего, это заедание поршня в тормозном цилиндре. При ремонте обратите внимание на состояние тормозных колодок и барабанов.

Заедание корпуса клапана.

Диафрагма разбухла или произошло защемление. Также возможно разрушение уплотнителя крышки и защитного колпачка. В такой ситуации необходима замена вакуумного усилителя.

Характерным признаком неисправности вакуумного усилителя может также быть самопроизвольное торможение автомобиля при работающем двигателе. Подсос воздуха у вакуумного усилителя в месте установки защитного колпачка происходит из-за разрушения уплотнителя крышки или его плохой фиксации стопорящими деталями, перекоса или увеличенного износа. В этом случае также необходима замена вакуумного усилителя.

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза:

- ослабла или поломалась стяжная пружина колодок заднего тормоза. Замените пружину.

- Заело поршень в колесном цилиндре вследствие коррозии. Необходимо разобрать цилиндр, очистить и промыть детали. Те, которые не подлежат дальнейшему использованию, заменить.

- Набухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость горюче-смазочного материала. Замените кольца, промойте систему гидропривода тормозной жидкостью.

Автомобиль самопроизвольно тормозит.

Возможно, что у автомобиля клинит передние тормоза. Причиной этого может быть неисправность суппорта. Замените его на новый.

Нарушено положение суппорта.

Суппорт смещен относительно тормозного диска в результате ослабления болтов крепления к кронштейну. Подтяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали.

Повышенное биение тормозного диска.

Прошлифуйте диск, если толщина менее 9 мм, замените диск.

Тормозной диск можно заменить только вместе со ступицей колеса, т. к, окончательно его обрабатывают в сборе со ступицей.

Отсутствие зазора между тормозными колодками и барабаном заднего тормозного механизма вследствие неправильной регулировки механического привода стояночной тормозной системы. Правильно отрегулируйте механический привод стояночной тормозной системы.

При работе с тормозным барабаном будьте очень осторожны, т. к, при отделении барабана от полуоси можно легко нанести серьезную травму.

Неполное растормаживание всех колес, отсутствие свободного хода педали тормоза из-за неправильного положения выключателя стоп-сигнала.

При полностью отрегулированной педали тормоза колеса частично заторможены. Устранять эту неисправность следует с проверки и регулировки свободного хода педали тормоза. Нормальный свободный ход педали тормоза обеспечивает требуемый зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра, что необходимо для полного растормаживания колес.

Линейку ставят рядом с педалью тормоза и медленно нажимают на тормозную педаль до выбора свободного хода, значение которого должно соответствовать указанному. Если свободный ход тормозной педали не соответствует этим данным, необходимо его отрегулировать ввертыванием (вывертыванием) толкателя, связывающего педаль с поршнем главного тормозного цилиндра, в вилку («Москвич»).

Для уменьшения свободного хода педали шток вывертывают из вилки, предварительно ослабив стопорную гайку, а для увеличения — ввертывают.

Свободный ход педали у автомобилей «Ваз» регулируется перемещением выключателя стоп-сигнала (рис. 74) вместе с буфером при отвернутых гайках.



Выключатель устанавливают так, чтобы его буфер упирался в упор педали, а свободный ход педали равнялся 3-5 мм. В этом положении выключатель следует затянуть гайкой. Свободный ход педали тормоза автомобилей с гидровакуумным усилением необходимо регулировать только при неработающем двигателе.

Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре.

Причиной неполного расторможения всех колёс, вероятнее всего, может быть засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре. Прочистить отверстие и прокачать гидравлический привод тормозов.

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра.

Из-за попадания в тормозную жидкость бензина, минеральных масел и прочих посторонних жидкостей очень запросто могут разбухнуть уплотнители главного тормозного цилиндра. От воздействия агрессивных жидкостей резиновые уплотнители (манжеты) разбухают или склеиваются, а колеса при опущенной педали тормоза притормаживаются. Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените поврежденные детали на новые, прокачайте систему гидропривода.

Заедание поршня главного цилиндра.

Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте всю систему.

Заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы, защемления уплотнителя или защитного чехла крышки усилителя. Проверьте заедание корпуса клапана усилителя. Для этого при неработающем двигателе нажимают 5-6 раз на тормозную педаль и по прикладываемому усилию определяют наличие заедания корпуса клапана. При заедании замените усилитель на новый.

Нарушение положения выступающей части (конца) наконечника штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного тормозного цилиндра.

Замерьте и отрегулируйте положение конца наконечника штока усилителя, при котором его конец не должен выступать относительно плоскости крепления главного тормозного цилиндра более чем на 1,05-1,25 мм. С этой целью отсоединяют главный тормозной цилиндр от вакуумного усилителя и пускают двигатель. Доводят частоту вращения коленчатого вала до 4000-5000 об./мин. и резко отпускают педаль управления дроссельными заслонками карбюратора. Для создания вакуума в усилителе повторяют эту операцию 2-3 раза и замеряют положение конца наконечника штока усилителя. Регулировку выполняют путем завертывания или вывертывания штока.

Недостаточная эффективность действия стояночного тормоза:

Повышенный износ накладок тормозных колодок задних колес. Если стояночный тормоз не удерживает автомобиль на уклоне 30%, то причиной этому, вероятнее всего, увеличенный износ накладок тормозных механизмов. В этом случае необходимо произвести регулировку стояночного тормоза. Стояночный тормоз автомобилей «Жигули» регулируется при помощи натяжного устройства троса.

Делается это следующим образом:

- подтяните рычаг сектора;

- ослабьте контргайку натяжного устройства;

- подтяните гайку до натяжения заднего привода троса;

- проворачивая поднятые задние колеса рукой, убедитесь в том, что накладки не задевают за барабаны;

- установите автомобиль на небольшом уклоне;

- поднимите рычаг вверх на 3-4 зуба сектора;

- убедитесь в том, что автомобиль удерживается на месте;

- затяните контргайку натяжного устройства.

Ход разжимного рычага на щетке тормоза увеличивается за счет износа накладок тормозных колодок и автоматического сдвига в сторону барабана. При большом износе накладок, когда эффективность действия тормозной системы не обеспечивается в результате указанных выше регулировок, рекомендуется переставить распорные планки обеих тормозных систем на больший размер. Если поле этого торможение происходит при перемещении рычага на 2-3 щелчка, отрегулируйте тормозную систему при помощи кронштейна рычага или перестановки распорных планок.

Не отрегулировано положение разжимных рычагов тормозных механизмов.

При недостаточной эффективности стояночного тормоза при правильной регулировке хода рукоятки надо отрегулировать положение разжимных рычагов в тормозных механизмах задних колес. Для этого установите рычаг привода в крайнее переднее положение, отверните гайку регулировочного наконечника, снимите задний тормозной барабан с автомобиля и убедитесь в легкости передвижения разжимного рычага под действием пружины троса в крайнее заднее положение до упора в обод колодки. Затем отпустите на несколько оборотов гайку регулировочного эксцентрикового винта оси разжимного рычага и отрегулируйте зазор, равный 4-6 мм, между наконечником троса и ободом колодки вращением эксцентрикового регулировочного винта, для чего отожмите отверткой пружину троса ось разжимного рычага и придерживайте ее в переднем положении. Если вы так и не смогли получить нужный зазор, то воспользуйтесь другой парой прорезей в распорной планке, для чего разверните ее на 180° и вновь отрегулируйте положение разжимного рычага.
 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта