Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Диагностика тормозного механизма

Для оценки состояния тормозного механизма, степени его износа и выявления причин неисправностей производите следующие операции:

- проверка свободного и полного хода педали тормоза;

- проверка герметичности тормозной системы;


- проверка колодок дисковых или барабанных тормозов;

- проверка работоспособности стояночного тормоза, регулятора давления, вакуумного усилителя тормозов;

- оценка состояния тормозной жидкости.

Проверка свободного и полного хода педали тормоза.

Свободный ход педали при неработающем двигателе должен составлять 3-5 мм. Полный ход педали тормоза должен быть таким, чтобы расстояние от полностью нажатой педали тормоза до пола составляло не менее 1/5 от полного хода. Измерьте полный ход педали для того, чтобы вычислить рабочий ход педали: полный ход минус свободный ход (рис. 69).



Измерьте свободный ход педали — расстояние между положением педали, когда она отжата, и ее положением в точке начала сопротивления нажатию.

Приложите линейку к педали тормоза и медленно нажмите на педаль, стараясь почувствовать момент начала сопротивления нажатию.

Приложите линейку к педали тормоза и медленно нажимайте на педаль до упора. Замерьте расстояние между педалью и полом кабины. Затем несколько раз быстро и с силой нажмите на педаль, выжмите ее, подержите нажатой с минуту и еще раз замерьте полный ход. Сравните результаты измерения с данными, определенными в руководстве по эксплуатации.

Слишком малый свободный ход обуславливает повышенный расход бензина и ускоренный износ тормозных колодок.

Слишком большой свободный ход педали указывает на увеличенные зазоры в механизме педали или на негерметичность тормозной системы. В любом случае свободный ход педали следует отрегулировать, если только этому не препятствует состояние оси педали (нет достаточных зазоров). Регулировка в одних машинах осуществляется перемещением выключателя стоп-сигнала вместе с буфером, в других — ограничительным винтом хода педали.

Уменьшение рабочего хода свидетельствует о заедании поршня в рабочем цилиндре.

Иные возможные причины — повреждение стяжной пружины или нарушения в механизме тормозной диск (барабан, колодки, накладки).

Рабочий ход педали не должен изменяться при повторном неоднократном нажатии.

Если он хоть немного, но изменяется при каждом следующем нажатии, значит, в тормозной системе воздух. Не должен увеличиваться и полный ход педали во время последнего испытания — продолжительного нажатия на педаль.

Постепенное увеличение полного хода педали происходит при негерметичности тормозного механизма.

Отдельная специальная проверка герметичности — обязательный этап любой нормальной диагностики тормозной системы независимо от результатов проверки рабочего хода.

Оценка степени износа барабанного тормоза (рис. 70).

Проверка барабанных тормозов осуществляется периодически в рамках сезонного обслуживания и при уменьшении эффективности торможения.

Данную работу по проверке вы способны производить самостоятельно. Из инструментов вам понадобятся подъемник, ключи для снятия колеса и тормозного барабана, линейка (или штангенциркуль).

Надежно застопорите автомобиль, как и всегда при снятии колеса. Поднимите автомобиль, снимите колесо и барабан.

Если барабан не снимается, нанесите в зазор между барабаном и подшипником препарат «Унисма-1» или несколько раз ударьте молотком через деревянную дощечку в край барабана с внешней стороны (иногда используют специальное устройство для сьемки).


Измерьте толщину накладок, обратите внимание на состояние рабочей поверхности тормозного барабана (рис. 71).


Если толщина тормозных накладок в самом изношенном месте меньше 1,5 мм, замените накладки или тормозные колодки целиком.

Чтобы тормоза действовали с одинаковой силой, желательно менять колодки на обоих барабанах.

Фрикционные элементы меняют также в том случае, если они загрязнены смазкой, маслом. На рабочей поверхности барабана не должно быть глубоких рисок, она не должна быть чрезмерно овализованной.. В противном случае барабаны нуждаются в расточке и шлифовке на токарном станке.

Предельно допустимое увеличение диаметра барабана после расточки и шлифовки — 1-1,5 мм. При превышении этих пределов снижается прочность барабана и эффективность торможения.

Проверка вакуумного усилителя.

Несколько раз нажмите на педаль тормоза при неработающем двигателе. Держите тормозную педаль в нажатом положении и запустите двигатель. При неисправном вакуумном усилителе педаль тормоза после пуска должна ощутимо уйти вниз, несмотря на прежнюю силу нажатия.

Вакуумный усилитель не ремонтируется самостоятельно, поэтому его можно только заменить.

Диагностика состояния деталей дискового тормоза.

Для оценки степени износа дискового тормоза нужно специальное оборудование.

Фрикционные элементы в дисковых тормозах изнашиваются быстрее, чем в барабанных. Кроме того, дисковым тормозам более опасно загрязнение.

Проверка дисковых тормозов чаще всего сводится к четырем операциям:

- проверка состояния фрикционных накладок;

- оценка степени износа и толщины тормозного диска;

- измерение биения тормозного диска;

- проверка хода поршня тормозного цилиндра.

Для выполнения диагностических, а после и ремонтных работ, если они окажутся необходимыми, вам понадобится подъемник, штангенциркуль (или микрометр), инструменты, необходимые для снятия колеса и накладок тормозных колодок, и индикатор для проверки биения тормозного диска.

Застопорите автомобиль башмаками, поднимите подъемником, снимите колесо, очистите от грязи зажим тормоза.

Снимите тормозные колодки и измерьте толщину фрикционных накладок. Оцените состояние тормозного диска и замерьте толщину в четырех различных точках по окружности на некотором расстоянии от внешнего края диска, в месте действия тормозных накладок.

Прежде чем вставить штангенциркуль в тормозной зажим, нужно переместить поршень цилиндра как можно дальше вглубь, при этом стараясь не допустить выплескивания тормозной жидкости из главного цилиндра. В случае необходимости можно отсосать часть жидкости грушей.

Осмотрите поршень и цилиндр. На направляющих поршня не должно быть коррозии и повреждений, они должны свободно, без заеданий перемещаться в отверстиях направляющей. На поверхности тормозного диска не должно быть задиров и глубоких рисок. Тормозные колодки подлежат замене, если толщина фрикционных накладок составляет 1,5 мм.

При замене тормозных колодок проверьте, свободно ли перемещаются поршни.

Пусть помощник слегка нажмет на педаль тормоза (лучше рукой, а не ногой). При нажатии тормозные колодки прижимаются к диску. Когда мы отпускаем педаль и вращаем колесо, колодки должны вернуться назад, растормаживая диск. В противном случае можно предположить загрязнение отверстий.

Биение тормозного диска не должно превышать 0,2 мм (0,15 в автомобилях «Ваз» и «Опель»).

Биение проверяют с помощью специального индикатора. Если биение превышает указанные показатели и не устраняется подтягиванием креплений, подшлифуйте или замените тормозной диск.

Об общем периоде службы накладок можно судить по степени износа фрикционных накладок.

Например, обслуживание, произведенное при пробеге автомобиля 30000 км, показало, что тормозные колодки с накладками толщиной 10 мм изношены на 60%. Значит, при условии, что сохранится прежний стиль вождения и тормозная система будет функционировать нормально, через 7000-10000 км нужно будет заменить колодки.

Проверка колесного тормозного цилиндра.

Колесный тормозной цилиндр подлежит ремонту, если через манжеты проникает тормозная жидкость. Тормозной цилиндр изображен на рис. 72.

Если рабочий тормозной цилиндр за защитным колпачком сильно увлажнен тормозной жидкостью, то он обязательно подлежит ремонту. Ремонт требуется также, если затруднен прямой и обратный ход поршня в цилиндре.

Рабочий тормозной цилиндр можно разбирать при снятом колесе, предварительно сняв тормозные колодки. Защитные колпачки снимают с помощью отвертки, поршни вынимают из цилиндра вместе с уплотнителями. Рабочие цилиндры внутри протирают чистой тряпкой. Все детали можно протирать только спиртом или тормозной жидкостью. При неровностях или следах ржавчины на рабочих поверхностях тормозной цилиндр подлежит замене.


Стояночный тормоз. Проверка его работоспособности.

При текущем ремонте стояночного тормоза системы (рис. 73) проверяют степень износа троса.

При обнаружении обрыва пряди троса его заменяют.

При шумной работе стояночной тормозной системы во время движения проверьте натяжение и положение троса и в случае небходимости отрегулируйте его.


Проверьте исправность пружин, которые должны обеспечивать возврат рычагов в нерабочее положение. При обнаружении слишком большого износа проверьте соответствующие детали.

Проверка регулятора давления.

Для проверки работоспособности регулятора давления очистите его и чехол от грязи и снимите чехол.

Удалите остатки смазки и прочистите соединение «тормозной рычаг — поршень регулятора». Помощник должен резко нажать на педаль тормоза. При исправном регуляторе давления выступающая часть поршня должна переместиться относительно корпуса, закручивая при этом торсионный рычаг.

Для уверенности повторите операцию дважды - трижды, и если регулятор давления исправен, заложите в него смазку и наденьте чехол.
 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта