Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Что такое "тормозная система" и как поддерживать её в рабочем состоянии

Через каждые 15 тыс. км пробега автомобиля, но не реже одного раза в год снимите поочередно все колеса, задние тормозные барабаны и очистите тормозные механизмы от пыли, грязи тормозной жидкости, осмотрите тормозные колодки. При обнаружении загрязненных накладок очистите их теплой водой с мылом.


Рукоятка стояночной тормозной системы не должна перемещаться более чем на пять щелчков собачки, которая фиксирует ее положение в заторможенном состоянии.

При обнаружении тормозной жидкости в тормозных механизмах определите место, откуда она вытекает, и устраните течь. Определить, через какую манжету просачивается тормозная жидкость, легко по скоплению жидкости внутри соответствующего резинового колпачка рабочего цилиндра. Поврежденную манжету необходимо обязательно заменить. Не забудьте проверить надежность крепления рабочих цилиндров, суппортов и щитов тормозных механизмов колес и при необходимости подтяните их.

Через каждые 30 тыс. км пробега автомобиля, или не реже чем раз в два года, промойте всю систему гидропривода и замените в ней тормозную жидкость.

Стояночная тормозная система обеспечивает надежное затормаживание автомобиля на уклонах в соответствии с ПДД.

Тормозная система состоит из тормозных механизмов, которые непосредственно осуществляют торможение вращающихся колес автомобиля и привода. В зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают барабанные и дисковые тормоза. В барабанных тормозах сила трения создается на внутренней поверхности вращающегося цилиндра (тормозного барабана), в дисковых — на боковых поверхностях вращающегося диска.

Колесный тормозной механизм барабанного типа представляет собой две тормозные колодки, смонтированные внутри тормозного барабана, вращающегося вместе со ступицей колеса. Колодки установлены на неподвижном тормозном диске, опираются на пальцы и стянуты пружиной. К поверхности колодок, обращенных к тормозному барабану, прикреплены фрикционные накладки. Между верхними концами колодок установлен колесный цилиндр гидравлического привода. При поступлении жидкости из привода поршни цилиндра расходятся и разводят колодки до соприкосновения с тормозным барабаном. Трение колодки об барабан вызывает торможение колеса. После прекращения давления жидкости на поршни цилиндра пружина возвращает колодки в исходное положение, торможение прекращается, а между колодками и тормозным барабаном образуется определенный зазор.

Тормозной привод.

Данный элемент тормозной системы представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи усилия от водителя к тормозным механизмам и управления ими в процессе торможения. На автомобилях, о которых идет речь в этой книге, используются механический и гидравлический приводы.

Механический привод.

Он используется для стояночного тормоза и представляет собой сочетание тяг, рычагов и тросов, соединяющих рукоятку с тормозными механизмами задних колес.

Гидравлический привод (рис. 62)

В котором усилие передается жидкостью, состоит из следующих "деталей: педали с осью и толкателем, главного тормозного цилиндра, который создает давление жидкости в системе и имеет резервуар, заполненный жидкостью, колесных тормозных цилиндров, передающих давление тормозной жидкости на тормозные колодки, соединительных трубопроводов и шлангов. Также в системе может иметься вакуумный усилитель и регулятор давления в приводе задних колес.



На некоторых автомобилях гидравлический привод рабочей тормозной системы раздельный, т. е. действующий толкатель перемещает поршень главного тормозного цилиндра, вследствие чего в цилиндре повышается давление, открывается выпускной клапан и жидкость поступает к рабочим тормозным цилиндрам колес. Они расходятся и прижимают тормозные колодки к тормозному барабану, вызывая его торможение. После прекращения нажатия на педаль нога под воздействием пружины отходит в исходное положение вместе с толкателем, возвратная пружина перемещает поршень влево, давление в системе падает и стяжные пружины, воздействуя через колодки на поршни колесных цилиндров, воздействуют от общей педали отдельно на тормозные механизмы передних и задних колес или в сочетании переднего правого с задним левым колесами. Это достигается применением главного тормозного цилиндра с двумя поршнями и наличием сдвоенного резервуара для жидкости. В случае выхода из строя одной из веток такого гидропривода тормозной системы торможение автомобиля обеспечивается другой ветвью, хотя и с меньшею эффективностью.

Ежедневно перед выездом автомобиля проверьте течи жидкости в гидроприводе и действие тормозных механизмов при движении автомобиля. Полное торможение автомобиля должно происходить после однократного нажатия на педаль тормоза примерно на половину ее хода. При этом водитель должен чувствовать значительное сопротивление в конце хода педали. Если торможение наступает при большом ходе педали, это говорит об увеличении зазоров в тормозных механизмах. Если полного торможения не происходит, сопротивление педали слабое, она пружинит и легко отжимается от пола. Это значит, что в гидропривод проник воздух. Растормаживание автомобиля должно происходить быстро и полностью, что определяется хорошим его накатом (выбегом) после прекращения нажатия на тормозную педаль.

Через каждые 10000 км пробега автомобиля проверяйте состояние фрикционных накладок передних тормозных механизмов, тормозных шлангов, уровень тормозной жидкости в бачке и работу сигнализатора уровня жидкости. Колодки передних тормозных механизмов замените на новые при толщине фрикционных накладок менее 1,5 мм.

Через каждые 2000 км пробега автомобиля проверяйте состояние фрикционных накладок колодок задних тормозных механизмов, ход рычага стояночной тормозной системы и свободный ход тормозной педали. Колодки задних тормозных механизмов замените новыми при толщине фрикционных накладок менее 2 мм.

Через каждые 30000 км пробега автомобиля проверьте состояние и работоспособность регулятора давления задних тормозных механизмов и вакуумного усилителя. Регулятор давления проверяется в условиях СТО. Для проверки вакуумного усилителя нужно 5-6 раз нажать на тормозную педаль при неработающем двигателе и, оставив педаль нажатой на половине хода, пустить двигатель. При неисправном усилителе тормозная педаль сама не переместится вперед. Если педаль не перемещается, следует проверить герметичность тормозной системы.

От правильного, качественного и своевременного технического обслуживания зависят исправность тормозной системы, тормозные свойства автомобиля и, следовательно, его безопасность и сохранность, но самое главное — безопасность ваша и ваших пассажиров.
 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта