Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Неисправности и их устранение

Проверка люфта рулевого колеса на глаз не дает объективных результатов, я об этом писал в главе «Не покупайте себе проблему». Для определения люфта лучше всего воспользоваться люфтомером.

Рулевое колесо проверяют покачиванием вверх-вниз перпендикулярно плоскости вращения.

Качается оно при ослаблении гайки его крепления на валу. Вращение и покачивание рулевого колеса позволяет также определить надежность креплений сошки картера рулевого механизма, кронштейнов маятникового рычага и вала рулевой колонки, идентифицировать стуки в шарнирах, рулевом механизме и соединениях (рис. 59).



Комплексный контроль механизма рулевого управления проводится в следующем порядке:

- проверка зазоров в ходовой части и рулевом управлении;

- проверка биения колес;

- проверка угла наклона поворотного кулака (шкворня);

- проверка развала передних колес (рис. 60);


 проверка развала задних колес, если их подвеска независимая;

- проверка технического состояния деталей и узлов подвески (нет ли деформаций, не разрушены, не изношены ли резинометаллические шарниры, не произошла ли чрезмерная осадка верхней опоры стойки подвески);

- проверка узла продольного наклона оси поворота;

- проверка параллельности колесных осей.

В том случае, если проверка и регулировка геометрии колес производится одновременно, выполняйте работы в следующем порядке:

- проверка и регулировка развала колес;

- проверка угла наклона поворотного кулака (шкворня);

- проверка и регулировка схождения колес.

Изменение развала колес изменяет и угол наклона шкворня и т. д.

Итак, возможные неисправности:

Увеличенный свободный ход рулевого колеса:

- ослабление болтов крепления картера рулевого механизма;

- ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг;

- увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг;

- увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес;

- увеличенный зазор в зацеплении червяка и ролика рулевого механизма;

- увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками;

- увеличенный зазор в подшипниках червяка рулевого механизма.

Тугое вращение рулевого колеса:

- деформация деталей рулевого привода;

- неправильная установка узлов передних колес;

- нарушение зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма;

- перетяжка регулировочной гайки оси маятникового рычага;

- низкое давление в шинах передних колес;

- повреждение деталей шаровых шарниров рулевого привода;

- отсутствие масла в картере рулевого механизма.

Стуки в рулевом механизме:

- увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес;

- ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг;

- увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками оси;

- ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага;

- нарушение зазора в зацеплении ролика и червяка рулевого механизма;

- нарушение зазора в подшипниках червяка рулевого механизма;

- увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг;

- ослабление болтов крепления картера рулевого механизма;

- ослабление болтов крепления кронштейна маятникового рычага;

- ослабление гаек шаровых пальцев поворотных рычагов рулевого привода.

Самовозбуждающиеся угловые колебания передних колес:

- ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг;

- ослабление болтов крепления картера рулевого механизма;

- ослабление болтов крепления кронштейна маятникового рычага;

- нарушен зазор в зацеплении ролика и червяка рулевого механизма.

Плохая устойчивость автомобиля:

- нарушена установка передних колес;

- увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес;

- ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг;

- увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг;

- ослабление болтов крепления картера рулевого механизма;

- ослабление болтов крепления кронштейна маятникового рычага;

- увеличенный зазор в зацеплении червяка и ролика рулевого механизма;

- деформированы поворотные кулаки и рычаги передней подвески.

Утечка масла из картера рулевого механизма:

- изнашивание манжеты вала рулевой сошки;

- износ манжеты вала червяка рулевого механизма;

- ослабление болтов крепления крышек картера рулевого механизма;

- повреждение уплотнительных прокладок крышек картера рулевого механизма.

Итак, что делать, если...

Люфт рулевого колеса увеличен.

Автомобиль в этом случае плохо «держит» дорогу, «рыскает» по ней. Когда вы поворачиваете руль у стоящего автомобиля, колеса остаются на месте. Для измерения люфта можно воспользоваться люфтомером.

- Увеличенный зазор в шаровых шарнирах. Замените наконечники или рулевые тяги.

- Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес. Отрегулируйте зазор способами, о которых я вам говорил раньше.

- Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма. Рулевое управление должно обеспечить надежное и легкое управление автомобилем на любых участках дороги. Замените соответствующие гайки, не доводите дело до беды.

- Зазор в подшипниках червяка увеличен. Для того, чтобы убедиться в наличии зазора, проверьте осевое перемещение вала червяка. Делайте это следующим образом. Приложите палец к ступице рулевого колеса и к корпусу переключателя указателей поворота и несколько раз поверните рулевое колесо на небольшой угол вправо-влево. При наличии осевого перемещения червяка палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно корпуса переключателя. Определить увеличенный зазор в подшипниках червяка можно по изменению расстояния между торцами картера и рулевого механизма и наконечником вала при повороте рулевого колеса в ту или другую сторону из положения прямолинейного движения автомобиля. Подшипники вала червяка регулируют установкой регулировочных прокладок, расположенных под передней крышкой картера рулевого механизма («Волга», «Жигули»), или вращением регулировочной гайки, которая расположена в передней части картера механизма рулевого управления («Москвич») (рис. 61).


Чтобы установить осевое перемещение вала червяка, рулевое колесо необходимо повернуть в любую сторону на 1 -1,5 оборота, а потом в обратную сторону до появления свободного хода рулевого колеса. Затем уменьшить толщину пакета регулировочных прокладок, удаляя их или заменяя более тонкими (у автомобилей «Волга», «Жигули»), или отвернуть на 2-3 витка стопорную гайку рулевого механизма и подтянуть регулировочную гайку так, чтобы червяк легко вращался и не имел осевого перемещения (у автомобилей «Москвич»). После этого, придерживая регулировочную гайку ключом от проворачивания, затянуть стопорную гайку.

Зазор зацепления червяка и ролика отрегулирован неверно.

Установите колесо прямо и отсоедините рулевую сошку от рулевых тяг. Потом, покачивая ее за головку, определите боковой зазор в зацеплении ролика и червяка. В пределах поворота рулевого колеса на 300 (автомобили «Ваз») и на 600 (автомобили «Москвич») в каждую сторону от нейтрального положения в зацеплении ролика и червяка не должно быть зазора. Если зазор все-таки есть, необходимо отвернуть контргайку регулировочной муфты автомобиля «Москвич» или регулировочного винта автомобилей «Жигули» и вворачивать регулировочную муфту (или винт) до получения беззазорного зацепления червяка и ролика (перемещения рулевой сошки быть не должно). После регулировки завернуть контргайку и соединить сошку с рулевыми тягами.

Повреждение деталей шаровых шарниров.

Проверьте и замените поврежденные детали.

Неправильные развал и схождение колес.

Установите правильные углы на стенде. Деформация рулевых тяг. Когда рулевые тяги погнуты, вращение рулевого колеса затруднено. Деформированные детали нужно заменить.

Давление воздуха в шинах передних колес не соответствует норме (как правило, недостаточное).

Если давление ниже нормы, установленной требованиями заводской инструкции, то следует накачать шины передних колес и убедиться в легкости вращения рулевого колеса.

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага.

Иногда рулевое колесо вращается туго после ремонта маятникового рычага (замены втулок или самой оси маятникового рычага, деформации самого рычага и его замены) из-за перетяжки регулировочной гайки. Убедиться в правильности затягивания регулировочной гайки маятникового рычага можно следующим образом. Если маятниковый рычаг после затягивания регулировочной гайки вращается в горизонтальном положении под действием собственной массы, значит, гайка затянута неправильно. Рычаг должен поворачиваться под действием на его конце силы 1-2 кгс. Если гайка оказывается перетянутой, то ее следует отвернуть, приподнять шайбу и снова затянуть гайку. После этого соединить шаровые пальцы тяг с маятниковым рычагом, которые были отсоединены ранее.

Отсутствие масла в картере рулевого механизма.

Проверьте и долейте масло, при необходимости замените сальник.

Неустойчивость автомобиля.

- Отвернулись болты рулевого механизма. Проверьте и затяните гайки болтов.

-Давление воздуха в шинах не соответствует норме, оговоренной заводом-изготовителем. Доведите давление воздуха в шинах до нормы.

- Деформация поворотной цапфы или рычагов. Когда после езды по неровной дороге ваш автомобиль начинает отклоняться в сторону то, скорее всего, это означает, что деформировалась поворотная цапфа или рычаги. Замените вышедшие из строя детали на новые.

- Нарушены углы установки передних колес. Автомобиль тянет вправо или влево. Проверьте и отрегулируйте развал и схождение колес на стенде.

- Деформация поворотных кулаков или рычагов подвески. Проверьте кулаки и рычаги и замените деформированные детали.

- Ослабление болтов крепления кронштейна маятникового рычага. Проверьте и подтяните динамометрическим ключом гайки болтов крепления кронштейна маятникового рычага.

- Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес. Проверьте и отрегулируйте зазор в подшипниках, если зазор более 0,15 мм (для «Ваз- 2101», «Ваз-2102» и их модификаций).

- Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг. Проверить зазор в шарнирах рулевых тяг. При наличии в шарнирах свободного хода (люфта) замените рулевые тяги или их наконечники новыми.

- Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка рулевого механизма. Проверьте и отрегулируйте зазор между роликом и червяком.

Стуки и шумы в рулевой колонке.

- Зазор зацепления червяка и ролика отрегулирован неверно. Отрегулируйте зазор как указано выше.

- Выработались ступицы передних колес. Отрегулируйте зазор как рассказывалось ранее.

- Гайки шаровых пальцев рулевых тяг ослаблены. Затяните гайки.

- Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Затяните соответствующие гайки.

Утечка масла из картера рулевого механизма.

Изнашивание манжеты вала рулевой сошки. Замените на новую изношенную манжету (рис 55) вала 5 рулевой сошки.

- Изнашивание манжеты вала червяка рулевого механизма. Замените поврежденную манжету 13 вала 12 червяка новой.

- Ослабление болтов крепления крышки картера рулевого механизма. Проверьте и подтяните болты крепления крышек 10 и 16 (рис. 55) картера рулевого механизма.

- Повреждение уплотнительных прокладок крышек картера рулевого механизма. Проверить и заменить прокладки крышек картера рулевого механизма новыми.

 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта