Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Передняя и задняя подвески

Подвеска (рис. 39) соединяет кузов и колеса. Она поглощает удары колес о кочки, камни, выбоины и гасит вертикальные колебания кузова, что исключительно важно для плавности хода автомобиля.

Подвеска включает ряд упругих элементов, которые соединяют кузов с осями или колесами.

В качестве такого упругого элемента могут использоваться винтовые пружины, листовые рессоры и торсионы.

Подвеска может быть зависимой и независимой. В первом случае перемещение одного колеса моста зависит от перемещения другого колеса (рис. 39а). В независимой подвеске такая связь отсутствует, а каждое колесо отдельно от другого соединяется с кузовом (рис. 396), благодаря чему наклон кузова уменьшается.



Передняя подвеска.

Независимая подвеска передних колес обеспечивает плавность хода автомобиля и устраняет его раскачивание. Существуют шкворневая и бесшкворневая независимые подвески. На преимущественном большинстве легковых автомобилей используется рычажная независимая подвеска бесшкворневого типа. Такая подвеска уменьшает массу неподрессоренных частей, из-за чего снижается сила динамических ударов на кузов.

Подвеска имеет поворотную стойку (рис. 39в), которая жестко соединена с поворотной цапфой, на ось которой надета ступица колеса. Концы поворотной стойки шаровыми шарнирами .соединены с верхним и нижним рычагами. Рычаги и шарниры крепко закреплены на поперечине или кузове автомобиля. Между нижним рычагом и поперечиной (кузовом) размещена пружина, внутри которой установлен амортизатор. На нижнем рычаге закреплен резиновый буфер.

У независимой подвески бес шкворне во го типа передних колес в качестве упругого элемента вместо пружины может использоваться торсион — стальной упругий стержень. Этот стержень может быть сложным или составным — из круглых стержней. Упругая связь колеса с кузовом обеспечивается вследствие скручивания торсиона. Для того, чтобы уменьшить боковые колебания, в рычажно-пружинную подвеску включается стабилизатор поперечной устойчивости.

Это П-образный стальной стержень, загнутые концы которого соединены с нижними рычагами подвески, а центральная часть закреплена на основании кузова. При наезде колеса на препятствие и боковом наклоне кузова стержень, закручиваясь, ограничивает эти наклоны и корректирует работу пружин подвески, перераспределяя дйствующие на них усилия.

Задняя подвеска.

Зависимая, пружинная, с гидравлическими амортизаторами (разумеется, что в данном случае мы говорим о заднеприводных автомобилях). Задние колеса связаны между собой балкой заднего моста вследствие чего перемещение одного из колес в поперечной плоскости передается и другому колесу. Важным моментом при эксплуатации автомобиля является техническое обслуживание ходовой части. ТО включает в себя ряд работ, непосредственно относящихся к подвеске.

После первых 2000-3000 км пробега автомобиля, а затем через 10000 км проверяется состояние деталей подвески защитных чехлов шаровых шарниров, резиновых опор стабилизатора поперечной устойчивости.

Через каждые 10000 км пробега подтягивайте крепления амортизаторов, стабилизатора поперечной устойчивости, верхних и нижних продольных и поперечной штанг задней подвески (в заднеприводных автомобилях), проверяйте узлы установки передних колес и при необходимости ремонтируйте их на СТО.

Через 30000 км пробега проверяйте работоспособность амортизаторов. При их исправности кузов автомобиля не поддается сильному раскачиванию и за один ход сжатия и отдачи полностью восстанавливается.

Помните, что подвеска оказывает большое влияние на безопасность движения. От правильного и своевременного технического обслуживания, а также устранения возможных неисправностей зависит сохранность вашего автомобиля.

Основную информацию о состоянии подвески колес нам дает внешний осмотр и пробная поездка. Чтобы точнее определить причины выявленных неисправностей, следует проверять зазоры в определенных элементах подвески.

Сокращает время проверки использование детектора зазоров в подвеске и рулевом управлении. Такой прибор обязательно должен быть на СТО. Самый простой способ обнаружения ненормальных зазоров (рис. 40) в ходовой части — рукой покачать поддомкраченное колесо.

Поддомкратьте проверяемое ведомое колесо или поднимите автомобиль на подъемнике. В «восьмерке» и «девятке» подъемник следует установить под рычаг, чтобы с уменьшением нагрузки пружина подвески не устранила зазоры в механизмах. Положите руки на шины и с силой покачайте колесо во всех направлениях. Для проверки зазора в подшипниках колеса прижмите его снизу ногою, а в верхней части колеса покачайте от себя и к себе, то есть в плоскости перпендикулярной поверхности дороги. Таким же способом, а также покачиванием в нижней части колеса можно обнаружить зазоры в поворотных кулаках (шкворнях), резинометаллических шарнирах рычагов подвески в рессорных амортизаторах.


Покачиванием колес в плоскости, параллельной поверхности дороги (в передней и задней части колеса), можно ощутить зазоры в соединениях деталей рулевого управления.

При покачивании колесо не должно свободно качаться, но полная неподвижность также свидетельствует о неправильной регулировке или заедании подшипников.

Затем повращайте колесо. Оно должно вращаться свободно, без сопротивления, постороннего шума и скрежета. Затрудненное вращение или шумы говорят о повреждении подшипников колес либо о трении тормозных колодок о диски или барабаны. Для проверки ведущего колеса необходимо его вывесить.

Затяните стояночный тормоз, включите первую или вторую передачу. Покачайте колесо вперед-назад по ходу движения автомобиля до ощутимого сопротивления проворачиванию. При неисправных шариковых подшипниках люфт между крайними положениями колеса должен быть небольшим.

Шариковые подшипники современных автомобилей обычно не требуют регулировки в процессе эксплуатации. Если все же такая необходимость появляется, то регулировка производится следующим образом.

Расшплинтуйте (в «Жигулях» раскерните) и отверните регулировочную гайку поворотной цапфы. Крутаните вывешенное колесо и устраните любое задевание или притормаживание. Установите новую регулировочную гайку и затяните ее до отказа, одновременно проворачивая ступицу колеса в обоих направлениях, чтобы ролики подшипников самоустановились. Ослабьте гайку и снова затяните ее до отказа, после чего сделайте на шайбе пометку против одной из граней гайки и зашплинтуйте гайку (в «Жигулях» застопорьте, вдавив лунки на гайке в пазы на конце цапфы), нанесите смазку и закройте гайку колпачком.

Для регулировки ступицы правого колеса нужно выполнить затяжку в обратном направлении, потому что у гайки левая резьба. При чрезмерной затяжке подшипников уже после пробега 10 км ощущается сильный нагрев ступицы колеса, тогда как при нормальной затяжке колесо так сильно не нагревается. В части, посвященной подвеске, мы разместили немного информации о диагностике и устранении неисправностей шариковых подшипников потому, что подшипники входят в состав ступиц колес. Мы вынуждены это сделать, так как в следующей части главы IV в пункте, посвященном диагностике, хочу поговорить больше о колесах и шинах. Таким образом, в следующей части вы уже не встретите диагностики ступиц, хотя о них мы еще поговорим.

Возвращаемся к подвеске автомобиля. При ремонте разбирают подвески и амортизаторы, проверяют годность их деталей, заменяют поврежденные и из ношенные детали, а после этого собирают подвески и амортизаторы. У заднеприводных автомобилей порядок разборки передней подвески следующий:

- Отсоедините верхний и нижний концы амортизатора 22 (рис. 41) и снимите амортизатор с кронштейном 23 крепления к нижнему рычагу 20 подвески.


- Отсоедините концы стержня 18 стабилизатора поперечной устойчивости от нижних рычагов подвески.

- Вставьте винт 3 (рис. 42) приспособления в отверстие верхней опоры пружины 4 и наденьте на пружину и винт опорную тарелку 2, закрепив ее зажимом 5, После этого на винт наверните гайку 1 так, чтобы ее фиксатор зашел в гнездо опорной тарелки, и, вращая винт ключом, сожмите пружину до полной разгрузки рычага подвески.

- Выньте ось 14 (рис. 41) верхнего рычага в подвеске и отсоедините его от кузова. Затем отсоедините ось 19 нижнего рычага 20 и снимите узел подвески переднего колеса.

- Снимите сжатую приспособлением пружину подвески, плавно разгружая ее, и уберите приспособление.

- В той же последовательности выполните операции разборки подвески другого колеса.

Сборка передней подвески осуществляется в обратной последовательности. При сборке все части затягиваются динамометрическим ключом. Для предупреждения неправильного распределения усилий в резинометаллических шарнирах сначала затягивают гайки рычагов и гайки крепления оси нижнего рычага к поперечине


Узел подвески переднего колеса (рис. 42) после снятия с автомобиля разбирают в такой последовательности:

- Отверните гайки, снимите стопорные пластины и поворотный рычаг, освобождая при этом крон¬ штейн суппорта и кожух тормозного диска.

- Отверните гайку пальца верхнего шарового шарнира и с помощью приспособления 4 (рис. 43а) выпрессуйте из поворотного кулака палец шарнира и снимите верхний рычаг.

- Отверните гайку пальца нижнего шарового шарнира и приспособлением 4 (рис. 436) выпрессуйте из поворотного кулака палец шарнира и снимите нижний рычаг.

Сборка осуществляется в обратной последовательности. Гайки узла подвески затягивают динамометрическим ключом.


При замене резинометаллических шарниров нижнего рычага подвески рычаг 1 (рис. 44а) устанавливают на оправку 4 и пуассоном пресса нажимают на ось 2 рычага до выпрессовки шарнира 3. Для запрессовки надевают шарнир на ось 2 (рис. 44б) рычага, который установлен на втулке 6, зажатой в тисках, и с помощью приспособления 5 запрессовывают шарнир в нижний рычаг 1.


При замене резинометаллических шарниров верхнего рычага используют специальное приспособление 3 (рис. 45).


Разборка и сборка амортизаторов:

- Вытяните до упора шток амортизатора и отверните гайку резервуара. Выньте из резервуара рабочий цилиндр со шпонкой и другими деталями, слейте жидкость из резервуара амортизатора.

-Выньте из рабочего цилиндра шток в сборе с поршнем и упругими деталями и спейте из него амортизаторную жидкость. Выколоткой выбейте из рабочего цилиндра корпус клапана сжатия в сборе с деталями.

- Отверните поршень с клапанами перепускными и отдачи, направляющую втулку, манжету штока с обоймой и другими деталями.

- Разберите клапан сжатия, для этого снимите его обойму и выньте из корпуса клапана пружину, тарелку и диски.

Схема сборки амортизатора идентична обратному порядку его разборки.

Перед сборкой все разобранные детали амортизатора промывают в керосине или моющими средствами просушивают.

Неисправности и причины неисправностей будут сведены в конце главы.

Это связано с тем, что многие неисправности ходовой части можно отнести как насчет подвески, так и насчет неудовлетворительного состояния ступиц колеса, самих колес и шин.


 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта