Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Главная передача, дифференциал, полуоси

Главная передача служит для увеличения крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие колеса.

На многих автомобилях установлены шестереночные одинарные главные передачи, крутящий момент в которых передается с помощью одной пары шестерен.

Главная передача автомобиля «Ваз-2105» и «Москвич» размещена в картере заднего моста.

У этих автомобилей она гипоидного типа. Это означает, что в данной передаче ось ведущей шестерни смещена вниз относительно оси ведомой шестерни. Такая конструкция обеспечивает бесшумность при работе, уменьшает нагрузки, действующие на зубья шестерен, и дает возможность пощупать уровень масла в кузове, что, в свою очередь, повышает устойчивость автомобиля при движении. Тем не менее, учитывая, что в гипоидной передаче происходит большее относительное скольжение зубьев шестерен, для ее смазки необходимо применять только специальные масла.

Ведущая шестерня и ведущий вал составляют одно целое. Оси вращаются на двух роликовых конических подшипниках, между которыми установлена распорная втулка. Ведомая шестерня болтами закреплена на коробке дифференциала. Выход масла из картера главной передачи со стороны ведущего вала не допускают сальники.

Главная передача на автомобиле «Ваз-2108» состоит из пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Ведущая шестерня составляет одно целое с ведомым валом коробки передач, а ведомая шестерня прикреплена болтами к крышке коробки дифференциала. Так как главная передача размещена в одном картере с коробкой передач и имеет цилиндрическую пару шестерен, то для нее используется та же смазка, что и для коробки передач.

Поэтому для него рекомендуется только масло ТАД-17 или масло GI5, соответствующее классу масел отечественного производства.

Дифференциал служит для распределения крутящего момента между полуосями и обеспечивает им возможность вращаться с неодинаковыми угловыми скоростями на поворотах и при движении по неровности дороги. Это важно потому, что колеса в этих условиях проходят неодинаковый путь. Когда, например, машина поворачивает, внешнее по отношению к центру поворота колесо проходит больший путь, чем внутреннее. Для того, чтобы качение внутреннего колеса происходило без проскальзывания, оно должно вращаться медленнее, чем внешнее. Разный путь проходят колеса и на неровностях дороги, при скользкой дороге или дороге с грунтовым покрытием. В нашей стране распространены автомобили преимущественно с ведущими задними колесами.

Разборка и сборка заднего моста.

При ремонте разбирают задний мост, проверяют годность его деталей, заменяют поврежденные и изношенные детали и собирают задний мост. Перед разборкой задний мост снимают с автомобиля, предварительно сняв с моста задние колеса и тормозные барабаны, и сливают из картера моста масло. При разборке отвертывают гайки крепления тормозных щитов и ударником - съемником 2 (рис. 32) вынимают полуоси в сборе с подшипниками и пластинами крепления. Затем снимают тормозные щиты 12 (рис. 33) и при необходимости замены вынимают манжету 9 из фланца балки 10 моста. После этого снимают картер 28 главной передачи с шестернями и дифференциалом. Сборка осуществляется в обратной последовательности.
 




Рис. 33. Задний мост автомобиля : 1 — полуось; 2 — болт крепления колеса; 3 — направляющий штифт; 4, 27 — маслоотражатели; 5 — тормозной барабан; 6 — подшипник полуоси; 7 — запорное кольцо; 8, 26 — фланцы; 9,24 — манжеты; 10 — балка моста; 11 — пластина; 12 — тормозной щит; 13 — направляющая гайка; 14 — регулирующая гайка; 15 — подшипник дифференциала; 16 — крышка подшипника; 17 — сапун; 18 — сателлит; 19 — ведомая шестерня; 20 — полуосевая шестерня; 21 — регулировочное кольцо; 22 — распорная втулка; 23 — подшипник ведущей шестерни; 25 — грязеотражатель; 28 — картер; 29 — ведущая шестерня; 30 — ось сателлитов; 31 — опорная шайба; 32 — корпус дифференциала.

Разборка и сборка полуосей. При разборке полуось 3 (рис. 34) устанавливают вертикально в стакане 1 приспособления, охватив полукольцами 2 подшипник полуоси, ставят ее под пуансон пресса и постепенно возрастающим усилием снимают запорное кольцо подшипника. Повторное использование запорного кольца недопустимо.


При сборке полуось 2 (рис, 35) устанавливают вертикально, опирая ее фланец на кольцо 1 приспособления. После этого устанавливают на полуось заранее соединенные маслоотражатель с прокладкой и подшипником 3. Вставляют новое запорное кольцо 5. Помещают в печь и нагревают кольцо до 300 °С, чтобы при запрессовке на полуось температура кольца была 220-240 °С. После нагрева запорное кольцо напрессовывают оправкой 4 на прессе усилием не более 60 кН так, чтобы внутреннее кольцо подшипника было зажато между запорным кольцом и буртиком полуоси. При правильной напрессовке запорное кольцо не должно иметь осевого смещения под нагрузкой 20 кН.


Разборка и сборка картера главной передачи.

При разборке картера главной передачи сначала снимают стопорные пластины регулировочных гаек подшипников дифференциала, крышки 16 (рис. 33), регулировочные гайки 14 и наружные кольца подшипников 15. Крышки и наружные кольца подшипников перед снятием помечают, чтобы при сборке установить на прежние места. После этого вынимают из картера 28 корпус дифференциала 32 с ведомой шестерней 19 главной передачи и внутренними кольцами подшипников. Затем снимают ведущую шестерню 29 главной передачи и ее детали. Для этого отвертывают гайку крепления фланца, снимают фланец 26, вынимают ведущую шестерню 29 с регулировочным кольцом, внутренним кольцом заднего подшипника и распорной втулкой 22, а также манжету 24, маслоотражатель 27 и внутреннее кольцо переднего подшипника. После этого выпрессовывают наружные кольца подшипников ведущей шестерни, снимают распорную вилку 22, внутреннее кольцо заднего подшипника и регулировочного кольца 21. Следующим этапом разбирают дифференциал, для чего снимают внутренние кольца подшипников 15, отвертывают болты крепления ведомой шестерни 19, выбивают ось 30 сателлитов, вынимают сателлиты 18 и полуосевые шестерни 20 с опорными шайбами 31.

Разумеется, что собирают картер главной передачи в порядке, обратном его разборке. При разборке и сборке главной передачи с помощью приспособления-ключа (рис. 36) фиксируют фланец ведущей шестерни для отвертывания и завертывания ее самоконтрящейся гайки. Перед каждым выездом автомобиля проверяется отсутствие утечки масла из заднего моста. При движении автомобиля проверяйте отсутствие шума и стуков при различных режимах работы заднего моста. Через 10000 км пробега автомобиля замените масло в заднем мосте и при необходимости доведите его до нормы. В эти же сроки, а при езде по пыльным и грязным дорогам — вдвое быстрее, очищайте от грязи сапун заднего моста.


Через 6000 км пробега автомобиля замените масло в заднем мосте. На новых автомобилях замену масла в заднем мосте выполнить через 20000-30000 км. Масло следует заменить сразу после поездки, пока оно не остыло. Для этого выверните заливную и сливную пробки и слейте масло из заднего моста в емкость. После этого заверните сливную пробку, залейте в картер масла 1 л жидкого минерального масла и заверните заливную пробку. Поднимите на подставке заднюю часть автомобиля до полного отрыва колес от опорной поверхности, пустите двигатель, включите высшую передачу в коробке передач и дайте поработать двигателю 1-2 мин. Затем слейте промывочное масло и залейте в задний мост свежее масло до нижней кромки заливного отверстия.

Помните, что от своевременного, качественного и правильного технического обслуживания механизмов трансмиссии зависят не только техническое состояние и безотказная работа всей трансмиссии, но и тягово-скоростные свойства, топливная экономичность и проходимость автомобиля.

При устранении неисправностей заднего моста (рис. 33) необходимо его снятие с автомобиля и последующая разборка. Для снятия заднего моста с автомобиля достаточно отсоединить от балки моста продольные верхние, нижние и поперечные штанги и амортизаторы задней подвески.

Какие неисправности следует ожидать от описываемой в этой части системы?

Повышенный уровень шума со стороны задних колес.

Причины:

- ослабление крепления заднего колеса;

- изнашивание или разрушение подшипника полуоси.

Постоянный повышенный уровень шума при работе заднего моста.

Причины:

- деформация балки заднего моста;


- изнашивание шлица полуосей или полуосевых шестерен;

о неправильная регулировка, изнашивание шестерен или подшипников главной передачи и дифференциала;

- недостаточное количество масла в заднем мосте.

Повышенный уровень шума при разгоне автомобиля:

- изнашивание или неправильная регулировка подшипников дифференциала;

- неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи; - повреждение подшипников полуосей;

- недостаточное количество масла в заднем мосте..

Повышенный шум при движении автомобиля на повороте:

- дуговое вращение сателлитов на оси дифференциала;

- заедание полуосевых шестерен в корпусе дифференциала;

- неправильный зазор между зубьями полуосевых шестерен и сателлитов дифференциала;

- повреждение подшипников полуосей.

Повышенный уровень шума при разгоне и торможении автомобиля двигателем:

- изнашивание или разрушение подшипников ведущей шестерни главной передачи;

- неправильный боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи.

Стук в начале движения автомобиля:

- увеличенный зазор в шлицевом соединении вала ведущей шестерни главной передачи с фланцем;


- увеличенный зазор в зацеплении шестерен главной передачи.

Утечка масла из заднего моста:

- изнашивание или повреждение манжеты ведущей шестерни главной передачи;

- ослабление крепления картера главной передачи и дифференциала;

- повреждение уплотнительных прокладок;

- изнашивание манжет полуоси; Как вы видите, неисправностей может быть очень много, поэтому давайте остановимся на некоторых повреждениях и особенностях их устранения.

Повышенный шум со стороны задних колёс.

- Ослабление крепления заднего колеса.

Необходимо подтянуть болты крепления колеса. Это целесообразно делать на ненагруженном автомобиле. При подтягивании не надо колесо поднимать на домкрате или подставке, оно должно стоять на дороге. Замечание: болты крепления следует подтягивать в 2-3 приема, с постепенным увеличением усилия на ключ.

- Разрушение или сильный износ подшипника полуоси.

Для устранения замените вышедший из строя подшипник 6 (рис. 33) полуоси на новый. Для этого вам придется отвернуть гайки крепления тормозного щита 12 к балке 10 моста и, придерживая тормозной щит, специальным выталкивателем (рис. 32) толкните полуось в сборе с маслоотражателем, подшипником, пластиной крепления и запорным кольцом подшипника. После этого на прессе снимите кольцо подшипника.

- Запорное кольцо подшипника повторно использовать нельзя.

Его необходимо заменить на новое.

Шум при работе заднего моста.

- Деформация балки заднего моста. Данную неисправность выявить и исправить можно только в условиях СТО.

- Повышенное биение полуосей из-за их деформации. Снимите полуось (рис. 32), разберите ее и проверьте в центрах ее биение. Оно не должно превышать 0,03 мм на шейке полуоси под манжету подшипника. Если биение больше, то необходимо заменить полуоси на новые или выправить их на СТО.

- Изнашивание шлица полуосей или полуосевых шестерен. Замените полуоси 1 (рис 33) или полуосевые шестерни 20 новыми.

- Неправильная регулировка, изнашивание, повреждение шестерен или подшипников главной передачи и дифференциала. Данную неисправность определить и исправить можно только в условиях СТО.

- Недостаточное количество масла в заднем мосте. Выявите уровень масла, если необходимо, восстановите его. Проверьте отсутствие течи масла через углубления балки моста. Это делается на остывшем картере главной передачи и дифференциала. Для этого отверните резьбовую пробку маслозаливного отверстия, по нижнюю кромку которого должен быть уровень масла. Через это отверстие масло и следует доливать при надобности.

Сильный шум при разгоне автомобиля.

- Износ или неверная регулировка подшипников дифференциала. Определите неисправность и устраните ее. Подшипник 15 дифференциала (рис. 33) регулируется регулировочными гайками 14.

- Неверная регулировка зацепления шестерен главной передачи. Эта неисправность устраняется путем регулировки зацепления шестерен главной передачи регулировочными кольцами 21 и регулировочными гайками 14 подшипников дифференциала.

- Повреждение подшипников полуосей. Замените подшипники на новые, сняв полуоси и разобрав их.

Усиление шума при движении на поворотах.

- Тугое вращение сателлитов на оси дифференциала. Разберите дифференциал, замените негодные сателлиты или ось сателлитов на новые. Делается это так: с помощью универсального съемника 1 (рис. 37)и упора 2 сначала снимаем внутреннее кольцо подшипника 3 дифференциала 4. После этого отвертываем болты крепления ведомой шестерни 19 (рис. 33) главной передачи, вынимаем из корпуса 32 дифференциала сателлиты 18 и полуоси шестерни 20 с опорными шайбами 31.

- Зацепы на рабочей поверхности оси сателлитов дифференциала.


Разберите дифференциал и зачистите мелкими абразивом (шкуркой или бархатным напильником) небольшие шероховатости на оси сателлитов. При необходимости замените вышедшую из строя ось сателлитов на новую.

Повреждение подшипников полуосей.

Снимите полуоси и разберите их. Замените на новые подшипники полуосей и запорные кольца подшипников.

- Неправильный зазор между зубьями полуосевых шестерен и сателлитов дифференциала. Можно попытаться отрегулировать опорными шайбами 31 (рис. 33) зазор между зубьями полуосевых шестерен и сателлитов. Осевое перемещение каждой шестеренки 20 полуоси должно быть не более 0,1 мм. Если случается так, что каждый зазор невозможно отрегулировать даже при установке опорных шайб 31 наибольшей толщины, полуосевые шестеренки заменяют новыми.

Повышенный уровень шума при разгоне и торможении автомобиля.

- Износ или полное разрушение подшипников главной передачи. Следует устранить повреждение заменой подшипника 23 (рис. 33) ведущей шестерни 29 главной передачи. При замене нужно внутреннее кольцо заднего подшипника 3 (рис. 38) ведущей шестерни 2 снять вместе с ее регулировочным кольцом с помощью универсального съемника 1 и оправки 4.


Такие же симптомы при неверном боковом зазоре меду зубьями шестерен главной передачи. Вам придется проверить шестерни 19 и 29 (рис. 33) главной передачи. Если потребуется, то замените их.

Стук в начале движения автомобиля.

- Большой зазор в шлицевом соединении вала ведущей шестерни главной передачи с фланцем. Вам следует поменять фланцы 19 и 29 главной передачи на новые.

- Износ отверстия под ось сателлитов в корпусе дифференциала. Совет один: разберите дифференциал и замените его корпус на новый.

- Сильно увеличен зазор в зацеплении шестерен главной передачи. Отрегулируйте регулировочными гайками 14 (рис. 33) подшипников дифференциала в зацеплении шестерен 19 и 29 главной передачи зазор, который должен составлять 0,08-0,13 мм, при необходимости замените шестерни новыми.

Утечка масла из заднего моста.

- Износ или повреждение манжеты главной передачи. Следует заменить вышедшую из строя манжету 24 (рис. 33) ведущей шестерни 29 главной передачи. Нагрев картера моста проверяется прикладыванием руки к нему, и если руку можно держать на нем какое-то продолжительное время, то все нормально, если нет — это явный нагрев. Может, следует долить масло.

- Ослабление крепления картера главной передачи и дифференциала. Подтяните детали крепления картера главной передачи.

- Повреждение уплотнительных прокладок. Замените вышедшие из строя уплотнительные прокладки на новые.

 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта