Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
неисправности коробки передач

Коробка передач — один из самых сложных агрегатов автомобиля (схема устройства показана на рис. 23).

Она дает возможность изменить силу тяги на ведущих колесах машины путем зацепления шестерен с различным числом зубьев.

Кроме этого, она обеспечивает задний ход и длительное разобщение двигателя (вместе со сцеплением) с другими агрегатами трансмиссии во время стоянки автомобиля или при движении его по инерции.



Сцепление шестерен с различным числом зубьев осуществляется их передвижением. Ведущий вал соединен с ведомым диском сцепления, а ведомый вал — с другими агрегатами трансмиссии. Ведомый вал по отношению к ведущему может вращаться с различным числом оборотов. Промежуточный вал с закрепленным на нем набором шестерен через шестерни находится в постоянном зацеплении с ведущим валом.

На шлицах ведомого вала размещены передвижные шестерни, делающие включение избранной передачи с помощью механизма переключения.

Трехволновая конструкция обеспечивает создание прямой передачи, при которой ведущий и ведомый валы соединяются друг с другом напрямую через шестерни. Коробки передач с постоянным зацеплением шестерен применяются не случайно. Они позволяют избежать ударов и рывков при сцеплении. В такой конструкции включение передач осуществляется перемещением не шестерен, а специальных муфт легкого включения. Когда такая муфта имеет дополнительное устройство, обеспечивающее безударное включение передач, то она называется синхронизатором.

Задний ход обеспечивается перемещением шестерен заднего хода с помощью специальной вилки до соединения их с шестернями промежуточного и ведомого валов. Коробка передач автомобилей «Ваз-2105», «Москвич» — четырехступенчатая, то есть имеет четыре передачи вперед и одну назад. Автомобили «Ваз-2108», «Ваз-2109» и другие более современные машины имеют пятиступенчатую коробку передач (хотя «Ваз-2108» встречается и с четырехступенчатой коробкой).

Что нужно знать о техническом обслуживании коробки передач? Пожалуй, следующее.

Перед каждым выездом автомобиля проверьте отсутствие течи масла и шума в работающей коробке передач, легкость включения и. переключения всех передач.

При движении проверяйте отсутствие шума и стуков на различных режимах работы коробки передач.

После первых 2000-3000 км пробега автомобиля замените масло в коробке передач. Заменить масло следует сразу после поездки, пока оно не остыло. Последовательность действий такого:

- выверните резьбовые пробки сливного и заливного отверстий;

- слейте в емкость масло из картера коробки передач;

- промойте коробку передач, залив в нее 0,5- 0,7 литра жидкого минерального масла, пустив двигатель и дав ему поработать 3-5 минут на холостом ходу при нейтральном положении шестерен коробки передач;

- остановите двигатель и слейте промывочное масло;

- залейте свежее масло до нижней кромки заливного отверстия.

Через 10000 км пробега автомобиля необходимо проверить уровень масла в коробке передач, при необходимости долейте масло, только обязательно той же марки. При использовании другой марки масла, рекомендуемой предприятием-изготовителем, старое масло необходимо слить и промыть коробку передач, как указано выше.

Проверять уровень масла необходимо остывшей коробке передач, когда все масло стечет в ее картер.

Через 10000 км, а при движении по грязным дорогам — вдвое раньше, следует очищать сапун коробки передач от грязи.

Через каждые 60000 км пробега автомобиля необходимо заменять масло в коробке передач.

При ремонте приходится разбирать коробку передач, проверять пригодность ее деталей, заменять поврежденные и изношенные детали, а потом собирать ее обратно. Перед разборкой коробку передач снимают с автомобиля, отвернув болты крепления картера сцепления, и сливают из нее масло.

При разборке коробки передач снимают:

- нижнюю крышку с прокладкой; в картер сцепления с прокладкой и передней крышкой;

- привод спидометра вместе с крышкой;

- с конца вторичного вала стопорное и центрирующее 1 кольцо (рис. 24) эластичной муфты карданного вала, фланец 1 (рис. 25) эластичной муфты, предварительно отвернув гайку и заднюю крышку коробки передач, отвернув винт ограничителя поперечного хода рычага переключения передач;

- со вторичного вала задний подшипник и ведущую шестерню привода спидометра;

- с кожуха включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой;

- с оси промежуточную шестерню заднего хода;

- с промежуточного вала стопорное кольцо, ведущую шестерню заднего хода и пружинную шайбу;

- со вторичного вала стопорное кольцо, ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.

После этого необходимо выпрессовать из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала, вынимают вал из картера и последовательно снимают крышку фиксаторов, ползуны вилок переключения передач, блокировочные сухари замка ползунов, стопорную пластину 1 (рис. 26) промежуточного подшипника вторичного вала 2 и ось промежуточной шестерни заднего хода.




Далее вынимают первичный вал с подшипником и снимают игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала. Вынимают из картера коробки передач промежуточный подшипник и вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами. После разборки коробки передач разбирают первичный и вторичный валы, а также рычаг переключения передач и заднюю крышку. Для снятия и установки стопорных колец на первичном и вторичном валах коробки передач используют специальную оправку 1 (рис. 27).


Собирают коробку передач в обратной последовательности. При устранении неисправностей коробки передач необходимы ее снятие с автомобиля и последующая полная или частичная разборка коробки передач и ее частей, как я уже говорил выше. Это требует специальных инструментов и приспособлений. Поэтому устранять неисправности коробки передач рекомендуется на станциях технического обслуживания автомобилей.

А с коробкой передач может случиться много неприятностей:

- затрудненное переключение передач;

- самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;

- повышение уровня шума в коробке передач при работе;

- утечка масла из коробки передач.

Затрудненное переключение передач.

- Неполное выключение сцепления. Выявление и устранение причины неисправности, опираясь на раздел «Неполное выключение сцепления» в главе «Сцепление».

- Деформация рычага переключения передач. Вам придется устранить деформацию рычага или заменить его на новый. Для этого вам необходимо будет разобрать рычаг переключения передач как указано выше.

- Изнашивание синхронизаторов. Устраните изношенные заменой. Для этого выньте из коробки передач первичный и вторичный валы и разберите вторичный вал. При этом сначала выньте первичный вал, сняв стопорную пластину 1 (рис. 26) промежуточного подшипника вторичного вала и отвернув при этом винты его крепления при помощи дрель - отвертки (стрелкой указано направление удара молотком). Затем выньте вторичный вал 2 в сборе с шестернями и синхронизаторами. Разберите его.

- Деформация вилок переключения передач. Постарайтесь выправить вилки. Если не удалось, замените на новые. Делайте это так: снимите крышку фиксаторов и выньте из картера коробки передач штоки с вилками.

- Заедание сферического шарнира рычага переключения передач. Разберите рычаг и зачистите шлифовальной шкуркой сопряженные поверхности сферического шарнира рычага. Вам придется снять резиновую манжету и чехол рычага, стопорное кольцо, пружину и сферическую крышку шаровой опоры, отвернуть гайки крепления фланца рычага, отсоединить оттяжную пружину рычага и снять рычаг вместе с фланцем, шаровой опорой и направляющей чашкой.

- Тугое передвижение штоков вилок переключения передач. Определите причину заедания, затрудняющего передвижения штоков, устраните ее, при изнашивании штоков или деталей их замка замените изношенные детали.

Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач.

- Изнашивание блокировочных колец синхронизаторов. Следует поменять поврежденные или изношенные кольца на новые. Это делается так: выньте из картера коробки передач вторичный вал в сборе и разберите его, сняв с него шестерни и детали синхронизаторов.

- Изнашивание зубьев муфты синхронизатора. Замените поврежденную муфту, вынув из коробки передач вторичный вал и разобрав его.

- Изнашивание и заедание фиксаторов штоков вилок переключения передач или ослабление и поломка пружин фиксаторов. Устраняется заменой шариковых фиксаторов и их пружин. Для этого необходимо снять крышку фиксаторов с прокладкой и вынуть из гнезда пружины и шарики фиксаторов.

Повышенный уровень шума в коробке передач при работе.

- Недостаточный уровень масла в коробке передач. Нужно довести уровень масла до нормального, отвернув резьбовую пробку заливного отверстия и долив масла в коробку передач. Перед этим нужно устранить причину утечки масла. Нормой следует считать уровень масла, когда он находится у кромки бокового заливного отверстия.

- Изнашивание подшипников в коробке передач. Совет один: заменить их на новые.

- Изнашивание шестерен и синхронизаторов. Обнаружьте изношенные детали и замените их на новые.

- Осевое перемещение валов коробки передач. Замените подшипники или детали, фиксирующие подшипники у валов, которые имеют осевое перемещение.

Утечка масла из коробки передач.

- Повреждение уплотнительных прокладок коробки передач. Устраните, заменив неисправные уплотнительные прокладки новыми.

- Изнашивание манжет валов коробки передач. Замените манжеты на новые.

- Ослабление крепления картера или крышек коробки передач. Подтяните детали крепления картера и крышек коробки передач.

 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта