Ремонт автомобилей ВАЗ своими руками
Сцепление

Перед каждым выездом автомобиля проверить отсутствие подтекания жидкости в гидроприводе сцепления, уровень жидкости в бачке главного цилиндра и работу сцепления по полноте его включения и легкости переключения передач в коробке передач.

После первых 2000 км пробега автомобиля проверить, нет ли шума в подшипнике выключения сцепления. Для этого необходимо прослушать включение сцепления при работающем двигателе, при периодическом нажатии и отпускании помощником педали сцепления. При этом возможный шум в подшипнике выключения появляется при нажатии на педаль.

Через каждые 2000-3000 км пробега у нового автомобиля проверить и отрегулировать привод сцепления(«неполное включение сцепления»).

Через каждые 15000 км пробега автомобиля проверить на слух отсутствие шума в подшипнике выключения сцепления.

От технического состояния сцепления и его исправности, а также от состояния и исправности его привода зависит топливная экономичность автомобиля.

При устранении неисправностей сцепления необходимо его снятие с автомобиля и последующая его разборка. Для этого снимают с автомобиля коробку передач в сборе с картером сцепления, вывертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя, снимают с маховика кожух сцепления с нажимным диском в сборе и ведомый диск сцепления.

При снятии сцепления нельзя поднимать кожух сцепления с нажимным диском в сборе за упорный фланец нажимной пружинь/ сцепления, чтобы не повредить соединительные пластины фланца кожуха.

Сцепление кратковременно разъединяет двигатель и коробку передач и вновь плавно соединяет их, не допуская резкого изменения нагрузки, а также обеспечивает трогание автомобиля с места. Кроме того, сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, который создается вращающимися массами двигателя при резком замедлении вращения коленчатого вала. Когда педаль сцепления не нажата, нажимной диск прижимает через мембранную пружину диск сцепления, или ведомый диск, к маховику, обеспечивая передачу усилия от двигателя к коробке передач. Нажимной диск еще иногда называют крышкой сцепления. На тех моделях автомобилей, которые упоминаются на страницах данной книги, сцепление сухое однодисковое, состоит из ведущих и ведомых деталей, механизма выключения и привода (рис. 18).



К ведущим деталям относятся нажимной диск, соединенный с кожухом рычагами и упругими пластинами, а также нажимные пружины. Ведомые детали собраны на ведомом диске. Механизм выключения имеет муфту с оттяжной пружиной и выжимной подшипник.

В работе сцепления задействованы системы трения, возникающие между поверхностями дисков (рис. 19). Ведущий диск связан с маховиком двигателя и вращается вместе с ним, а ведомый диск надет на шлицы ведущего вала коробки передач. Когда сцепление включено, пружины, воздействуя на ведущий диск, прижимают им ведомый диск к маховику, обеспечивая передачу крутящего момента от коленчатого вала к ведущему валу коробки передач.


Чтобы выключить сцепление, нужно нажать на педаль сцепления, которая через детали привода воздействует на муфту выключения и подшипник, который, в свою очередь, передвигаясь вперед по валу коробки передач, нажимает на рычаги выключения, которые отводят назад ведущий нажимной диск. Пружины при этом сжимаются, а ведомый диск освобождается и перестает передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки передач, при плавном опускании педали пружины возвращают все детали механизма в исходное положение, постепенно прижимая ведомый диск к маховику.

Вы, наверное, удивились, так как до этого момента мы не давали принципы действия того или иного механизма или процесса, — с чего это нам вдруг захотелось попытаться объяснить вам их в этой главе.

Дело, видите ли, в том, что само слово «трансмиссия» и все элементы, в него входящие, очень сильно пугают неопытного водителя, поэтому мне и захотелось начать своеобразный ликбез в этой главе с первой части, так как в ней много кажущейся сложности, но это всего лишь видимость. На самом деле все совсем просто. Надеюсь, мое объяснение работы системы сцепления было для вас понятным, так как мы его постарались изложить самым доходчивым языком. Предоставляем вам очень развернутый материал по трансмиссии, и совершенно не случайно. Разобравшись в поднимаемых мной вопросах, вы реально почувствуете уверенность в себе, так как будете понимать автомобиль, чувствовать его, ибо ваш разум постигнет тайну, которая всего лишь простые процессы, скрытые за странными словами.

Что же, вернемся к сцеплению. На автомобилях «Ваз-2105», «Ваз-2108» и «Москвич-2140» применяется сцепление с центральной диафрагменной нажимной пружиной. Привод выключения сцепления у автомобилей «Ваз-2105» гидравлический, а у «Ваз-2] 08» — механический. В приводе автомобилей «Ваз» используются усилительные пружинные механизмы.

Средний срок службы сцепления у иномарок гораздо больше, чем у отечественных автомобилей, и составляет 100000-120000 км.

Обращаем ваше внимание на то, что сцепление автомобилей не требует специального технического обслуживания, за исключением, пожалуй, регулировки хода педали сцепления. У некоторых автомобилей даже зазор сцепления регулируется автоматически.

И все-таки неисправности случаются:

- не полностью выключается сцепление;

- не полностью включается сцепление;

- возникновение рывков при работе сцепления;

- повышение уровня шума при выключении сцепления;

- повышеный уровнь шума при включении сцепления.

Теперь давайте поговорим о причинах и методах устранения.

Неполное выключение сцепления. При этом полного разъединения дисков не происходит, сцепление ведет, и через него частично передается крутящий момент от двигателя на коробку передач. Неполное выключение сцепления затрудняет переключение передач, которое сопровождается ударами зубьев синхронизаторов и шестерен коробки передач, что непременно приведет к их поломке.

В чем же причина? Вероятно, в увеличении зазоров в гидравлическом приводе сцепления. Необходимо отрегулировать привод. Перед регулировкой привода устанавливать зазор 0,1-0,5 мм между толкателем 5 (рис. 20) и поршнем 7 главного цилиндра привода. Этот зазор определяется свободным ходом педали 4 сцепления, равным 0,4-2 мм. Регулировать следует ограничителем 3 хода педали сцепления. Затем надо отрегулировать гайкой 17 свободный ход толкателя 14 рабочего цилиндра, равный 4-5 мм. Регулировочная гайка 17 фиксируется контргайкой 15. После выполнения регулировок привода сцепления свободный ход педали до начала выключения сцепления должен составлять 25-35 мм.


Другой причиной может стать утечка жидкости из гидропривода сцепления через соединение или поврежденные трубопроводы. Следует найти места утечки жидкости, подтереть соединения, заменить на новые поврежденные трубопроводы, прокачать гидропривод сцепления.

Наличие воздуха в гидроприводе сцепления также приводит к неполному выключению сцепления. Нужно прокачать гидропривод. Перед прокачкой гидропривода обязательно проверьте уровень жидкости в бочке главного цилиндра и при необходимости доведите его до нормального (на 10-15 мм ниже торца горловины бачка). Наденьте на штуцер 21 (рис. 20) рабочего цилиндра резиновый шланг, нижний конец его опустите в сосуд с жидкостью, применяемой для гидропривода. Резко нажмите 3-6 раз на педаль сцепления с интервалом до 3 сек. Удерживая педаль в нажатом положении, отведите на 1/2-3/4 оборота штуцер 21 и выжмите дальнейшим нажатием на педаль находящуюся в гидроприводе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд с жидкостью. После достижения крайнего переднего положения педали и прекращения истечения жидкости через шланг заверните штуцер 21 до отказа. Если потребуется, то не поленитесь повторить эту операцию до полного выхода пузырьков воздуха из гидропривода. После этого снимите шланг, наденьте на штуцер защитный колпачок и долейте жидкость в бачок до нормы.

Если при дальнейшей прокачке не удается удалить воздух из гидропривода, следует проверить надёжность крепления соединении, отсутствие трещин на трубопроводах и подтекания жидкости в соединениях трубопроводов со штуцерами, исправность уплотнительных колец главного и рабочего цилиндров.

- Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра гидропривода сцепления. Нужно разобрать главный цилиндр 6 (рис. 20) и рабочий 18 гидропривода и проверить исправность уплотнительных колец. При необходимости заменить изношенные уплотнительные кольца, прокачать гидропривод.

- К неполному выключению сцепления приводит и засорение отверстия в крышке бачка гидропривода сцепления. Свинтите крышку с горловины бачка и прочистите в ней отверстие, соединяющее внутреннюю полость бачка с окружающей средой.

Чтобы не повредить уплотнительные кольца при разборке цилинтдров гидропривода, поршни из цилиндров надо удалять сжатым воздухом, подаваемым в отверстие подсоединения трубопровода.

При замене уплотнительных колец не допускается попадание на них минерального масла, бензина, керосина и дизельного топлива, так как эти вещества приводят к разбуханию и неисправности резиновых колец.

- Заедание ступицы ведомого диска сцепления на шлицах первичного вала коробки передач. Нужно очистить шлицы от загрязнения и покрыть их смазочным материалом (например ЛСЦ-15 или литол-24). Если налицо изнашивание или смятие шлицов, замените первичный вал или ведомый диск.

- Нарушение герметичности переднего уплотнительного кольца главного цилиндра гидропривода вследствие загрязнения или изнашивания. Разберите главный цилиндр привода, очистите резиновое уплотнительное кольцо или установите новое взамен старого и изношенного.

- Коробление ведомого диска сцепления, при котором торцевое биение диска более 0,5 мм. Поступайте следующим образом: разберите сцепление, проверьте биение и отрихтуйте ведомый диск. (Рихтовать — это значит выпрямлять. Правда, нужно признаться, что эта процедура, рихтовка, возможна лишь на станциях технического обслуживания. А вам по силам будет лишь установить ведомый диск сцепления.)

- Наличие неровностей на поверхности фрикционных накладок ведомого диска сцепления тоже приводит к неполному выключению сцепления. Замените фрикционные накладки или ведомый диск в сборе. При замене накладок старые заклепки высверливаются сверлом или выбиваются пробойником. Специальной оправкой (рис. 21) развальцовываются новые заклепки, которые обязательно должны быть стальные.

- К той же проблеме приводит ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска сцепления. Делайте так: замените фрикционные накладки, проверьте торцевое биение ведомого диска (не более 0,5 мм). Если биение больше, то диск рихтуют подгибанием той части, где обнаружено биение. Это возможно только в условиях СТО. Вы можете заменить диск новым.


 Поломка пластин, соединяющих упорный фланец нажимной пружины с кожухом сцепления. Замените кожух сцепления с нажимным диском.

- Если ослабли заклепки нажимной пружины сцепления, замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе.

- Перекос или коробление нажимного диска сцепления. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе.

- Неодновременное нажатие подшипников выключения сцепления на рычаги. В этом случае возникает перекос нажимного диска. Устранить его можно при помощи регулировочных винтов на концах рычагов или при помощи гаек, расположенных на нажимном диске. Однако совет: замените ее смело.

Неполное включение сцепления.

Это выражается в сжатии дисков не с максимальном усилием, а значит, сцепление пробуксовывает. В результате замедляется трогание автомобиля с места, он плохо разгоняется и не развивает требуемой скорости, повышается расход топлива, двигатель сильно перегревается, в салоне ощущается запах гари от фрикционных накладок ведомого диска сцепления.

- В гидроприводе сцепления отсутствуют зазоры. Нужно отрегулировать гидропривод. После регулировки свободный ход педали сцепления должен быть 25-35 мм.

- Неполное включение сцепления возникает из-за замасливания фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска сцепления. Поступайте следующим образом: разберите сцепление, тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности и устраните причину замасливания фрикционных накладок, маховика и нажимного диска.

- Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра гидропривода сцепления. Снимите главный цилиндр с автомобиля, разберите и промойте его, прочистите компенсационное отверстие. Прочищаете так: выньте отверткой стопорную шайбу штуцера 10 (рис. 20) главного цилиндра, а затем сам штуцер и его уплотнительное кольцо.

- Повышенное изнашивание или пригорание фрикционных накладок ведомого диска сцепления. Снимите сцепление с автомобиля, разберите его и замените фрикционные накладки или ведомый диск в сборе.

- Повреждение или заедание деталей привода сцепления. Снимайте привод с автомобиля и разбирайте его, замените поврежденные детали или устраните причину заедания деталей, отрегулируйте привод.

Рывки при работе сцепления.

- Заедание ступицы ведомого диска сцепления на шлицах первичного вала коробки передач. Устраняется следующим образом: снимите и разберите сцепление, очистите шлицы и смажьте их смазочным материалом ЛСЦ-15 или литолом-24. Если шлиц изношен или смят, замените при необходимости первичный вал коробки передач или ведомый диск сцепления.

- Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска сцепления вследствие некачественной клепки. Замените неисправные заклепки или фрикционные накладки. При переклепке следует использовать только стальные заклепки. После развальцовки расстояние от заклепок до рабочих поверхностей фрикционных прокладок должно быть не менее 0,2 мм.

После развальцовки заклепки не должны иметь разрывов.

- Причиной рывков может стать и заедание в приводе сцепления. Снимите привод с автомобиля, разберите его, после выявления причин заедания устраните их.

- Повреждение рабочей поверхности или коробление нажимного диска сцепления. Разберите сцепление, замените нажимной диск с кожухом в сборе.

- Повышенное изнашивание фрикционных накладок ведомого диска сцепления. Следует поменять фрикционные накладки на новые.

- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, рабочих поверхностей маховика и нажимного диска сцепления. Устраните замасливание путем промывки уайт - спиритом замасленных поверхностей и устраните причины их замасливания.

- Заедание выжимного подшипника на направляющей втулке коробки передач. Иногда, при длителной работе, сцепление резко выключается по причине заедания или переноса выжимного подшипника. Решение проблемы в замене изношенных деталей.

- Изношены демпферное устройство и гаситель крутильных колебаний. Работа сцепления во многом зависит от состояния пружин и окон демпферного устройства, а также состояния фрикционных колец гасителя крутильных колебаний. Если пружина сломалась или потеряла упругость, а также при износе окон и фрикционных колец сцепление резко рвет с места, несмотря на плавный ход педали. Автомобиль вибрирует, едет рывками. Необходима замена диска сцепления в сборе.

Повышенный уровень шума при включении сцепления.

- Поломка или потеря упругости пружин гасителя крутильных колебаний (демпфера) ведомого диска сцепления. Разберите сцепление и замените ведомый диск в сборе.

- Поломка соединительных пластин кожуха сцепления с нажимным диском. Следует заменить кожух сцепления с нажимным диском в сборе.

- Недопустимый зазор между шлицами ступицы ведомого диска сцепления и первичного вала коробки передач. Устраняется заменой изношенного ведомого диска или первичного вала на новые.

- Поломка, потеря упругости или отсоединение пружины вилки выключения сцепления. Замените неисправную пружину 16 (рис. 20) или закрепите пружину при ее отсоединении.

Повышенный уровень шума при выключении сцепления.

- Изнашивание, повреждение или утечка смазочного материала из подшипника выключения сцепления. Необходимо разобрать привод и заменить подшипник.

- Изнашивание переднего подшипника первичного вала коробки передач. Следует заменить подшипник новым. Делается выпрессовыванием старого из гнезда в заднем конце коленчатого вала с помощью выталкивателя с цанговым наконечником (рис. 22).


 

 

©2010 Связаться с владельцем сайта